Сценический костюм в шоу братьев Запашных

Сценический костюм в шоу братьев Запашных

Потрясающие выступления, во время которых акробаты и артисты впечатляют зрителей своими уникальными физическими способностями и костюмами. Режиссеры, балетмейстеры, музыканты и художники – более 500 человек сплоченной команды. Репетиции, фестивали, спектакли и шоу – каждый сезон на арене цирка новая программа, с неповторимыми идеями и персонажами, в которой задействованы более 300 артистов


 

Шеф-редактор Fashion Collection Екатерина Сакович побеседовала с представителем легендарной цирковой династии Запашных – Аскольдом Запашным.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 1
Аскольд Запашный

Народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Большого Московского цирка, действующий артист цирка. Знаменитый дрессировщик хищников, совершивший грандиозный трюк – самый длинный прыжок верхом на льве, за что попал в «Книгу рекордов Гиннесса». Режиссер и сценарист множества цирковых шоу.

F. C.: Аскольд, обращаюсь к вам, как к художественному руководителю Большого Московского цирка. Создание нового шоу – это всегда большая работа, необходимо правильно делегировать задачи. Кем и как создаются костюмы?

А. З.: Создавая творческий продукт, важно формировать команду из единомышленников, людей, которые смотрят с тобой в одну сторону. Мне повезло: рядом со мной работает человек, которому я полностью доверяю, – Надежда Русс, главный художник по костюмам Большого Московского цирка и шоу Братьев Запашных. Она мои глаза: воплощает визуальную составляющую шоу, создает костюмы, образы, декорации.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 2
Надежда Русс

Как Надежда пришла в нашу команду? Мы искали художника по костюмам, был объявлен кастинг. Мое кредо как режиссера-постановщика – разнообразие. Важно, чтобы у человека не было зауженного почерка, чтобы он мог работать в разных стилях – от фешн до фэнтези, «мира будущего» – абсолютно непохожие вещи, которые выполняются при соблюдении определенных правил и критериев. Я хотел посмотреть на кандидатов с разных сторон. Надежда Русс показала себя с лучшей стороны. Меня зацепило то, что она может одновременно создать дизайн чего-то «пацанского» и женственного, визуализировать фантазийную, очень вычурную картинку и при этом пойти в русле стиля минимализм. Она хорошо работает на контрастах.

На мой взгляд, художник по костюмам должен быть хорошим аналитиком, психологом, уметь правильно улавливать в поставленной задаче то, что является опорной точкой. Например, в проекте «К.У.К.Л.А» я просил обратить ее внимание на творчество Тима Бертона. Пересмотрев несколько анимационных фильмов, она быстро поняла, что от нее требовалось, выбрала то, что определяет конкретную задачу, форму и стиль. Поэтому мы сработались. Здесь важно иметь дело не просто с человеком одаренным, который хорошо шьет, важно чтобы человек понимал, что он шьет. Присутствовать лично и указывать на ошибки – это огромная трата моего времени. Поэтому обрасти в команде людьми, которые готовы «под ключ» закрывать задачи, которые ты перед ними ставишь, – важно.

F. C.: Как вы доносите идею нового шоу до художника по костюмам?

А. З.: Вначале я пишу сценарий. Далее собираю команду, рассказываю историю, погружаю в тот микромир, в котором будем работать. В процессе переходим к конкретным образам, персонажам, их характерам: зло, добро, фоновый персонаж, двуликий. Надежда просит референсы, по ним готовит концептуальный рисунок, который показывает, поняли мы друг друга или нет. Отталкиваясь от него, вносим исправления и двигаемся в сторону создания костюма. На фоне опыта и долговременного сотрудничества Надежда понимает меня с полуслова. Я редко вношу изменения или перечеркиваю концепцию – стараюсь предоставлять свободу и поощряю эксперимент.

В нашем случае костюм – часть большого конструктора. Один только костюм не решает общей задачи, это часть образа. Костюм без грима или маски неполноценен. Все создается командой.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 5

F. C.: В скольких экземплярах изготавливаются костюмы?

А. З.: К костюму для циркового артиста свои требования, более жесткие, чем, например, для фешн-показов. Костюм должен быть удобным, приспособленным к большим физическим нагрузкам, гибкости, движению, но при этом выглядеть эффектно, драматично, он должен помогать герою рассказывать свою историю.

По количеству все зависит от нагрузки на костюм: износ костюмов большой. Условно мы их делим на три типа. Те, которые мало амортизируются, представлены на фоновых персонажах, ростовых куклах. Если костюм нуждается в ремонте, его подшивают и он работает дальше. Следующий тип – сильно амортизирующие, обычно их изготавливают  модульно. Основа – что-то наподобие термобелья: ее можно легко стирать и сушить, а модули меняются по мере износа. Третий тип – костюмы главных героев. Для них шьют сразу пару смен, если существует риск повреждения костюма. Но, как правило, команда всегда работает в режиме «рука на пульсе».

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 6

F. C.: Основной материал костюмов?

А. З.: Самый ходовой – бифлекс. Он хорошо стирается, тянется, износостойкий. Дополнительных материалов великое множество. Не раз делали на заказ у кузнецов доспехи и кольчуги. Работали с силиконом, пластиком (изготавливали литой костюм из пластика), камнями Swarovski, пеной, поролоном.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 7

F. C.: У вас в шоу часто встречаются несуществующие персонажи: инопланетяне, люди будущего, монстры. Откуда возникает фантазия? Расскажите про создание технически сложных костюмов и элементов.

А. З.: Для шоу «К.У.К.Л.А» мы делали дорогостоящие маски по голливудским технологиям, стоимость каждой – 10 000 долларов. Надежда Русс нашла талантливых ребят из студии Романа Даренского, которые проходили стажировку в Голливуде, они отливали для нас маски, делая полностью слепок лица. Требования к цирковому костюму особенные: физиологически они должны сидеть на лице так, чтобы человеку было комфортно выполнять трюки. В ином варианте это может быть опасно для жизни. Опыт оказался весьма позитивным, и мы продолжили сотрудничество со студией Романа.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 8

«Я любитель полного погружения в образ, чтобы костюмы были не символичными, а буквальными».

В проекте «Ангел Ы» у одного персонажа в маске были электронные глаза, которые могли двигаться и моргать. Он выглядел как живой, настоящий. Мы получили желаемый результат. Такие задачи я ставлю перед художником по костюмам, а она их решает.

Все, что связано с электроникой и созданием светодиодных костюмов, весьма не легкий процесс. Мы до сих пор испытываем сложности в данном направлении. По моим наблюдениям, эта ниша до конца не доведена даже у мировых фирмачей. На практике одна и та же проблема – сбои, отключения лампочек, нет системы обслуживания и правильного ухода за костюмами: например, человек потеет, а там, где электричество, несмотря на небольшой вольтаж, оно может представлять угрозу.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 9

F. C.:  Зная о проблемах, вы все равно создаете технически сложные костюмы?

А. З.: Это момент прогресса. Мы находимся на передовой лини, на нас ориентируются. Возьмем, к примеру, Голливуд: как реализовывались их проекты и развивалась киноиндустрия. Они тоже всегда проходили через эксперименты, никогда не останавливались, несмотря на сложности. Иногда экономически проигрываешь – закладываешь один бюджет, идея не срабатывает – платишь в два раза больше. Но, во-первых, это интересно, повышается личная планка – работаешь на перспективу и растешь. При понимании, что это реализуемо, возникают новые идеи – экспериментируешь дальше. В любом творчестве удобно и правильно создавать самому себе инструмент, где-то у коллег просить помощи, в чем-то самому становиться примером. Если костюм в цирке делать всегда только комфортным, все закончится на трико и футболках. Конечно, гимнасту нужен максимальный комфорт, но если мы говорим о шоу, о творчестве, о культуре в целом, то здесь важно двигаться вперед.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 10

Я человек продвинутых взглядов, но есть вещи, которые увлекают с детства – это образы, которые создают волшебные миры. И в них нужно отходить от форматов человеческого тела. Меня всегда раздражали условности в образах: волк – шапочка волка на голове, козел – рожки. Я хотел видеть перед собой реального волка. Зрителя нужно погружать в атмосферу. Чтобы у ребенка или подростка в цирке не возникало мысли, что он видит перед собой наряженного дядю или тетю. Он должен видеть персонажа и героя, погрузиться в мир, чтобы в него поверить. Поэтому все деформации, которые создаются за счет костюмов, всегда сложны технологически – тем самым мы развиваем индустрию с точки зрения создания технологий костюмов, которые ранее были нереализуемы.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 11

F. C.:  Какие фильмы вдохновляли в детстве?

А. З.: В детстве восхищала сказка «Руслан и Людмила», в ней, кстати, дублером выступал мой отец Вальтер Запашный в сцене, где Руслан борется с тигром. Когда стал подростком, в формате фестиваля в Москву привезли «Звездные войны: Эпизод V. Империя наносит ответный удар». Для меня это было шоком, это был разрыв шаблонов. Образы въелись в мое воображение. До сих пор фигурка Дарт Вейдера стоит у меня дома. Я человек, который вырос на голливудских фильмах, к сожалению, российских аналогов тогда не было. Мне недавно друзья подарили шлем из фильма «Хищник», это своего рода взрослые игрушки, на которых мы с детства росли. Конечно, все это имеет отклик в моем творчестве. Мне часто говорят о том, что я режиссер, который любит компьютерные игры. Это правда. В компьютерных, фантастических играх мне нравится дизайн костюмов, для меня это своеобразный вызов, который хочется реализовать.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 12

F. C.:  Самый технологически сложный костюм?

А. З.: В проекте «Хозяйка мертвого озера» я играл черта. Сложность костюма заключалась в том, что я хотел сделать ему изогнутые в обратную сторону ноги. Такая у него анатомия. Чтобы он стоял на полноценных копытах, пришлось сделать дополнительный сустав. Получилось, что пятка встала на место этого изогнутого колена, а сапог мы удлинили. Это создавало двойной излом. Я постоянно бегал на полусогнутых коленях. Визуальный баланс получался очень эффектным.

Сценический костюм в шоу братьев Запашных 13

F. C.:  Аскольд, у вас такая длинная и интересная история сценического костюма, скажите, где их можно увидеть?

А. З.: На станции метро «Воробьевы горы» представлена наша выставка уникальных цирковых костюмов, которые изготовила наш бессменный художник Надежда Русс. В экспозиции представлены сценические образы из различных шоу: «Раз, два, …, четыре, пять», «Ангел Ы», «Кабы я была царица». А также костюмы, в которых наши артисты участвовали на Всемирном фестивале циркового искусства «ИДОЛ».

 

_______________________

Текст: Екатерина Сакович Фото: предоставлены героем публикации

Fashion Collection Беларусь, сентябрь-октябрь 2021, №9-10 (89)


Подписывайтесь и получайте первыми наши новости


Смотрите также