Непревзойденный новатор

Непревзойденный новатор

29 декабря ушел из жизни французский кутюрье Пьер Карден. За 98 лет жизни он оставил великое наследие: на протяжении 70 лет модельер рушил условности и безошибочно угадывал дух времени. Такого чутья к тому, что будет востребовано, и желания создавать новое не было ни у кого из его современников


 

Карден навсегда запомнится как художник и создатель футуристических дизайнов, навеянных темой космоса. Он пришел в мир высокой моды с собственной, особой философией, а покинул его как один из самых успешных и плодовитых модельеров.

Парижские кутюрье всегда стремились к эксклюзивности, которая, по их мнению, состояла из трех компонентов: индивидуальный пошив, высокое качество и заоблачные цены. Но Пьер Карден сломал все шаблоны. Он стал выпускать коллекции прет-а-порте, которые можно было купить в магазине, сократив дистанцию между миром высокой модой и средним классом. Коллег по цеху возмутил такой подход, и Кардена изгнали из синдиката Haute Couture.

От портного – к миллиардеру

Пьер Карден родился в Италии в 1922 году, однако в 1924 году из-за распространявшегося там фашизма семье будущего дизайнера пришлось переехать во Францию. Во французской столице его ожидала стремительная карьера: сначала он присоединился к знаменитому модному дому Jeanne Paquin, после работал на Эльзу Скиапарелли, а в 1946 году устроился работать в Christian Dior в качестве главного портного Дома. Карден отвечал и за создание культовой коллекции New Look 1947 года. Но сотрудничество с Dior длилось недолго: когда дизайнеру исполнилось 28 лет, он ушел из Дома, чтобы открыть свой модный бренд

В 1950-е мужчины носили традиционные строгие костюмы, поэтому Карден принялся за создание нового облика для молодого прогрессивного поколения. Исчезли громоздкие детали: воротники, лацканы, фалды и манжеты. Появился новый крой брюк: зауженные книзу и свободные в бедрах. Легендарные «Битлы» одними из первых признали, что Карден – это индустрия моды завтрашнего дня.

Затем он занялся созданием женской одежды: успех его модного Дома не заставил себя ждать. Первая коллекция Haute Couture была показана в 1953 году – его знаменитые платья-пузыри прославили дизайнера. В 1959 году марка представила свою первую коллекцию прет-апорте, за которую его исключили из Синдиката высокой моды. Правда, приняли обратно в том же году, но факт исключения становится всемирно известным. Имя Кардена начинает ассоциироваться у всех с демократизацией французской моды.

Шестидесятые стали самым плодовитым временем для Кардена: он создает наряды для фильмов A Dandy in Aspic и You Only Live Once, затем подписывает свое первое лицензионное соглашение на выпуск товара, не связанного с индустрией моды, – фарфоровой посуды под брендом Pierre Cardin.

В 1970-х модельер запустил линию духов и начал заниматься промышленным дизайном. Он создавал интерьеры машин и экстерьеры самолетов, похожую на скульптуры мебель и фарфоровую посуду.

В 1995 году Карден был везде! Издание WWD даже писали: «Pierre Cardin потерпел крах, когда его имя появилось на всем – от ключей до держателей для карандашей». Тем не менее бренд по-прежнему продавал на 1,2 млрд долларов в год.

Несмотря на то что опыт бренда рассматривается многими как негативный, сам Карден не видел ничего плохого в идее лицензирования. К тому же к 90-м его признали богатейшим дизайнером современности. До конца жизни он оставался в полном здравии, контролируя каждый цент своей fashion-империи.

«Парижские кутюрье всегда стремились к эксклюзивности, которая,
по их мнению, состояла из трех компонентов: индивидуальный пошив,
высокое качество и заоблачные цены. Но Пьер Карден сломал все шаблоны»

Музы кутюрье

Историю взаимоотношений Пьера Кардена и Майи Плисецкой можно назвать канонической: он называл балерину своей музой, дарил ей свои наряды, делал ее лицом бренда, а она хранила ему верность. Плисецкая начала работать с ним в 1971 году и поначалу очень переживала, что у нее не получится объяснить, какими должны быть наряды для постановок. Однако Карден понял ее с полуслова: создавая образы для «Фантазии», ему удалось приспособить для балетной пластики модные силуэты XIX века. В костюмах от Pierre Cardin Майя Плисецкая танцевала в «Анне Карениной», «Чайке» и «Даме с собачкой».

Актриса Жанна Моро не только имела статус музы Кардена, но и дамы сердца. Их роман продолжался четыре года, однако даже после расставания их отношения остались близкими. «Это человек, перевернувший мою душу», – описывал Карден Жанну Моро.

История отношений Кардена с Марлен Дитрих была куда сложнее. «Я восхищался ею, а она доводила меня до бешенства!» – так описывал кутюрье свое сотрудничество с актрисой. В 1975 году он работал над костюмами для ее прощального турне. Переменчивость настроения и капризность актрисы стали причиной обиды Кардена, который, однако, не переставал признавать свое преклонение перед ней.

Читайте больше материалов о легендах моды на нашем портале.

_______________________

Текст: Эвелина Ганская Фото: Frederic Neema, Hulton Archive, Bill Eppridge
Fashion Collection Беларусь, январь-февраль 2021, № 1-2 (85)

Подписывайтесь и получайте первыми наши новости


Смотрите также