Рисую сказки: Наталья Невмержицкая о картинах, цифрах и красках

Художница Наталья Невмержицкая

Одна творческая женщина из Минска открыла в себе художника, будучи главным бухгалтером. Теперь она пишет мистические картины, походящие на фэнтезийные рассказы в красках, считает, что в цифрах есть что-то волшебное, не боится критики и делает то, что нравится


 

Мы поговорили с Натальей Невмержицкой и узнали, как бухгалтер и художник уживаются в одном теле, где черпать вдохновение и зачем работать нетворчески творческим людям.

FC: Как рисование появилось в вашей жизни?

Наталья: Я любила рисовать в детстве. Потом это все благополучно забылось. По профессии я бухгалтер. Внутренняя рациональность подсказала мне дорогу в школьные годы, и я стала экономистом (смеется). На самом деле, когда выбирала вуз, модно было быть экономистом. К тому же, я решила позаботиться о своей финансовой независимости заранее. С цифрами оказалось несложно подружиться, до сих пор работаю главным бухгалтером. А рисование вернулось в жизнь благодарю мужу: он как заботливый садовник меня долго поливал, удобрял, берег как садик. В итоге вырастил внутри какую-то новую потребность. Я сразу не могла понять, чего мне не хватает. Может нужен ребенок? Или собственный бизнес? А может что-то еще? Перебрав разные варианты, я записалась на курсы рисования карандашом к Нике Сандрос. Она меня вдохновляла и руки будто сами рисовали. Позже пару моих работ взяли на выставку. Так и выяснилось, что внутри меня живет художница. Художницу зовут слегка иначе, чем главного бухгалтера. На выставках мои работы можно найти под псевдонимом Nevmerzhi.

FC: Как к новому увлечению отнеслись близкие?

Наталья: Муж тогда поддержал и сейчас поддерживает. Плюс дочка рисует. Мне кажется, она пишет круче меня. Я часто восторгаюсь ее техниками, но у нее свое видение. Она, к слову, учится на дизайнера в Санкт-Петербургской академии им. Штиглица.

На выставке “Арт-Минск” сейчас представлены ваши работы, написанные маслом. Но видели в вашем профиле инстаграм картины, выполненные и акварелью, и карандашом. Что ближе?
Все начиналось с карандаша. Пробовала акварель, но не покорила ее. И я все-таки люблю сочный цвет. Масло дает простор для творчества, какую-то экспрессию. Минус — запахи. Нужно же использовать растворители. Еще масляные краски долго сохнут. Я раньше писала на балконе в съемной квартире, аромат стоял — ух. Как только соседи терпели… Сейчас сушу на террасе в своем доме.

Рисую сказки: Наталья Невмержицкая о картинах, цифрах и красках 1

FC: Бывает, что человеку нужно чему-то научится, достичь определенной ступени и можно ставить точку. У вас нет такого ощущения? Может ли рисование снова забыться?

Наталья: Где-то с 2018 года я пишу. Для меня это не вспышка и не разовая акция. Когда только начинала рисовать, это был голод: вставала за пару часов до работы и делала наброски, возвращалась домой и снова бралась за бумагу, изображала. Это, кстати, отличный способ не есть по вечерам — берешь лист, карандаш и рисуешь. Когда входишь во вкус уже не до еды.
Я тогда буквально жила картинами. Сейчас немного успокоилась: могу по несколько дней не притрагиваться к холсту. Однако, когда немного времени проходит, я чувствую кризис, как будто в жизни снова чего-то не хватает. Сейчас при условии, что все хорошо в моей жизни, я пишу одну картину в неделю.

FC: Такому темпу можно даже позавидовать. Некоторые творческие личности часто жалуются на отсутствие вдохновения. Было ли у вас такое: хочется рисовать, но нет идей?

Наталья: Конечно! У художников частенько случаются кризисы, уж поверьте. Бывает такое, что не знаешь, что написать. Я тогда иду “в гости” в соцсети коллег. Дополнительно воображение стимулирует мысль, что ты ничего не написал, а другие циклы работ уже создали. Такой волшебный пинок происходит, но на это не нужно равняться (улыбается). Когда нет планов и идей, смотрю на творения других и в процессе появляются свои истории в голове.

Рисую сказки: Наталья Невмержицкая о картинах, цифрах и красках 2

FC: Понятно, есть антикризисный план. А что в целом вдохновляет?

Наталья: Люблю гулять. Мы с мужем живем в загородном доме и часто гуляем в лесу. Иногда я и одна брожу. Движение провоцирует вдохновение. Еще люблю книги. От реальности лучше всего уходить в фантастику. Вот я и читаю много научной фантастики. Например, книга Лю Цысинь “Теория трех тел” вдохновила на цикл работ про космонавтов.

FC: Какие книги вас больше всего зацепили? Что посоветуете почитать?

Наталья: “Дом, в котором…” Мариам Петросян. Лю Цысинь опять же. И “Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок»” Фэнни Флэгг.

FC: Мы говорили про вдохновение, здесь у каждого рецепт свой. Как быть с депрессией?

Наталья: Сон, спорт и отсутствие алкоголя. Это мой набор, можно еще магния на ночь попить. Сперва нужно с физическим состоянием разобраться. А потом пробовать заставить себя заняться любимым делом.

FC: Были ли ситуации, когда хотелось выбросить краски?

Наталья: Были (с улыбкой). Когда что-то не получалось передать на бумаге. И, когда акварель пыталась покорить, были случаи. Художники — эмоциональный народ.

FC: У вас довольно необычные сюжеты в картинах. Что скрывается за этими изображениями?

Наталья: За каждой картиной скрывается личное. Это моя рефлексия — зашифрованные символы. Например, красный зонт — это любовь, уточка — семья. Если внимательнее рассмотреть серию работ в арт-салоне, то можно найти множество пасхалок, которые дополняют историю. Каждая картина про меня. Моя последняя большая картина, где космонавт сидит в советской квартире, например, — это воспоминание из детства. Я изобразила комнату бабушки, будто пришла из будущего к ней, села на кровать и мы просто беседуем.

FC: То есть каждая работа — это не вымышленная история, а мистическая интерпретация того, что волнует?

Наталья: Да. Картина “Убежище”, например. Это первая работа, которую приняла широкая публика. Она выставлялась на “Осеннем салоне” на Козлова в 2021 году. Эта история про начало ковида, когда многие работали из дома, действовали разные ограничения. Нас не позакрывали дома, как в других странах, но общение сократилось. Я тогда жила на 9-ом этаже и родилась фантазия, что за окном киты летают, а не господствует мрачная ковидная реальность и страх за близких и семью. Я это и отразила — безопасный мир, убежище.

Бывают и странные идеи, например, сингулярность и черный кролик. Сингулярность на моих картинах с кроликом, львом и зубром изображена разноцветной сферой вокруг животных. Как-то у меня родилась сказка, что сингулярности одной во Вселенной было скучно, поэтому в ее краях появился черный кролик в свитере. Кролик серьезный, сингулярность тоже. У них отношения. Все по-взрослому. Эта картина, кстати, очень зацепила Алену Кононович, основательницу бренда PAR. Она предложила мне продолжить тему, мол, что у сингулярности отношения могут быть и со львом, и с зубром. Она меня не первый раз вдохновляет: как-то уже рисовала для бренда новогодние открытки. Получилось очень мило. На этот раз мы решили сделать майки с принтом в виде моих картин. Те самые отношения с сингулярностью могут поселиться у каждого желающего.

FC: Обычно информация живет 72 часа. Случается ли у вас: что-то придумали, отложили идею и перегорели?

Наталья:Я весь поток идей записываю или зарисовываю. Если история пришла ко мне, то я ее точно расскажу на холсте. Это же не просто красивый рисунок, а какие-то эмоции, смыслы, переданная через краски сказка. Иногда в зачаточном состоянии она может провести долгое время, но это процесс — любому рассказу нужно родиться.

FC: А как относитесь к критике?

Наталья: Легко. Что сказали? Не умею писать? Ну и ладно, я просто главный бухгалтер! Да, у меня нет художественного образования. Да, я могу ошибаться. И мое творчество не обязано нравиться всем. Главное, что я получаю удовольствие от того, что пишу.

Когда даешь себе право на ошибки, даешь право выражать себя так, как тебе хочется, вот это и есть счастье творческого проявления. Ради этого и стоит погружаться в какое-то хобби.

Рисую сказки: Наталья Невмержицкая о картинах, цифрах и красках 6

FC: Трудно ли расставаться со своими творениями?

Наталья: Да. Вообще я не пишу на заказ. Это не мое. Какие истории рождаются в голове, такие и изображаю, а по щелчку чьих-то пальцев — нет. Я не могу, не имею права возложить на искусство обязанность заработка. Это лишит меня вдохновения, я начну думать о потребителе, даже могу зациклиться на этом. То есть не высказываться уже, а так на выкуп что-то изображать. Я с радостью продолжаю работать бухгалтером, это мой основной доход, а картины исключительно для души. Когда создаю, бывают такое, что рождается произведение, которое не хочет жить в нашем пространстве и тогда я отпускаю картину в новый дом. Есть и такие, с которыми не готова расстаться ни за какие деньги.

FC: Как вы попали на свой первый “Осенний салон”?

Наталья: Когда я гуляла по выставке в 2018 году, то думала, что попасть туда невозможно, мол, здесь представлены исключительно Великие. Однако спустя время я решила попытать удачу — отправила три свои работы. Две из них отобрали для выставки. Счастью моему не было предела!

FC: А где еще выставлялись?

Наталья: Дважды на “Осеннем салоне”, сейчас мои работы представлены на “Арт-Минск”. Также галерея Арт фабрика меня приглашала в этом году. Там были выставлены 14 работ, сейчас представлены четыре. В ночь музеев на Арт фабрике презентуют две мои новые работы (спойлер — очень актуальные и очень розовые).

FC: Мечтаете ли об именной выставке?

Наталья: Были бы картины! Вообще преград нет. Публике работы нравятся, галереи ими тоже интересуются. Если я, совмещая с основной работой, смогу написать необходимое количество холстов, то все может быть.

_______________________

Текст: Виктория Али

Нам важно ваше мнение
+1
14
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Подписывайтесь и получайте первыми наши новости

Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных

Смотрите также