Звезда в штрихах

Рене Грюо

В этом году иллюстратору моды Рене Грюо исполнилось бы 110 лет. Почему сегодня его искусство заслуживает нового взгляда?


 

Интуиция, лист бумаги, флакон и описание аромата, которое на словах сделал ваш друг. Ни арт-директора, ни маркетологов… Друга зовут Кристиан Диор. Так работал над рекламными постерами один из величайших иллюстраторов моды Рене Грюо. Хотя «иллюстратор» в его случае – то же самое, что назвать «иллюстратором» Тулуз-Лотрека, с манерой которого рисунки Грюо чаще всего сравнивают. В феврале Рене Грюо (1909-2004) исполняется 110 лет.

Звезда в штрихах 1

Темой Met Gala и выставки в Метрополитен-музее в этом году станет кэмп, эстетство на грани фола. Искусство Грюо – это кемп 100-го уровня

Стиль Грюо легко узнаваем по крупным пятнам яркого цвета, резким теням, летящей линии, ироничности и светскости. Он – гений красноречивой недосказанности. Примером тому – постер Eau Fraiche для Christian Dior. В 1950-е аромат воспринимался как унисекс, и Грюо построил композицию так, что трудно понять, мужчина или женщина сидит в шезлонге. Видны только затылок, носки спортивных ботинок, теннисная ракетка, солнцезащитные очки и брошенный флакон.

Звезда в штрихах 2
Рене Грюо смог превратить в попарт моду и сюжеты светской хроники

Возможно, секрет успеха Грюо и заключался в элитарности и нишевости иллюстрации в противовес модной фотографии и в том, что золотая пора его творчества пришлась на время успеха поп-арта в современном искусстве.

Недосказанность проявляется и в деталях. Заканчивая работу, художник ставил свою фирменную закорючку g (от Gruau), а над ней – звезду. Рене Грюо – не полное имя. При рождении его назвали Ренато Завальи Риччарделли делле Каминате: от отца-итальянца он унаследовал титул графа, а мать, Мария Грюо де ля Шене, была из французской аристократии. С детства, после развода родителей, он жил в Париже и сохранил фамилию матери.

Постеры аромата Eau Sauvage от Christian Dior 1973, 1966 и 1979 годов

Грюо рано состоялся как художник. Уже в 14 лет начал зарабатывать, иллюстрациями для миланского журнала мод Lide, и за четыре года был востребован в международных изданиях о моде.

В 1947 году он познакомился и подружился с Кристианом Диором, и его сотрудничество с домом моды продлилось до середины девяностых. А в 1949-м на постере для Miss Dior, первого аромата кутюрье, Грюо изобразил лебедя и руку с платком. Затем появилось множество образов для парфюмерных и косметических линий, как и изображений роковых женщин для общей рекламы дома.

Постеры Eau Sauvage превратились в роман на десятилетия, а флакон с ароматом, которому и сам художник был предан многие годы, стал для него почти уорхоловским объектом искусства. Форма флакона оставалась неизменной, но вокруг нее, от постера к постеру, фантазия мастера закручивала новые сюжеты – то романтические, то хулиганские. После того, как публику шокировало изображение волосатых мужских ног и набедренной повязки из леопарда, Грюо «переодел» модель в махровый халат. А получилось еще провокационнее. В разные годы «дикарь» от Eau Sauvаge появлялся с гривой спутанных волос рок-звезды, нежился на черной шкуре или представал Джеймсом Бондом в элегантном смокинге.

Звезда в штрихах 6

Пустой стул и брошенные перчатки. Постер аромата Diorama (1955) 

Рене Грюо не простокто создал феномен французской послевоенной моды.Сегодня Алессандро Микеле (Gucci) и художник Игнаси Монреаль вернули моду на рисованные рекламные кампании. Новая манера придает дополнительную актуальность иллюстрациям Грюо. Параллели между влиянием Грюо на Christian Dior и Монреаля на Gucci напрашиваются, но между ними есть существенные различия, и не только стилистические. Монреаль, как художник XXI века, неизбежно живет в логике «искусство цитирует искусство», тогда как для Грюо либо «искусство иронизирует над жизнью», либо «жизнь подражает искусству». У Монреаля люкс встроен в фентези. У Грюо люкс и есть сказка о красивой жизни.

Звезда в штрихах 7Рука с платком с этого постера Miss Dior (1960) станет для Грюо одним из любимых мотивов 

Сегодня Алессандро Микеле (Gucci) и художник Игнаси Монреаль вернули моду на рисованные рекламные кампании. Новая манера придает дополнительную актуальность иллюстрациям Грюо. Параллели между влиянием Грюо на Christian Dior и Монреаля на Gucci напрашиваются, но между ними есть существенные различия, и не только стилистические. Монреаль, как художник XXI века, неизбежно живет в логике «искусство цитирует искусство», тогда как для Грюо либо «искусство иронизирует над жизнью», либо «жизнь подражает искусству». У Монреаля люкс встроен в фентези. У Грюо люкс и есть сказка о красивой жизни.

_______________________

Текст:Арсений Загуляев. Фото: Dior Parfums
Fashion Collection Беларусь, май 2019, № 05 (69)

Нам важно ваше мнение
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Подписывайтесь и получайте первыми наши новости

Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных

Смотрите также