«Проклятие знания»

как быть понятным

Искусство коммуникации состоит в том, чтобы быть понятным, уметь доносить внутренние намерения на доступном языке окружающим. Если вас начинают понимать, вас начинают ценить, доверять, учитывать ваши интересы и прислушиваться к вашему мнению. В психологии на этот счет имеется термин «проклятие знания», с которым может столкнуться абсолютно каждый человек. Он может стать камнем преткновения в общении и препятствовать сотрудничеству. Так в чем же суть «проклятия знания» и можем ли мы ему противостоять, разбираемся с шеф-редактором Fashion Collection Екатериной Сакович


 

«Проклятие знания» 1

Екатерина Сакович,
шеф-редактор Fashion Collection
тренер по дизайну голоса
и раскрепощению перед камерой.
Ведущая Brands Fashion Show

Термин «проклятие знания» был предложен психологом Робином Хогартом, для обозначения психологического феномена, когда более информированному человеку сложно рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированного человека.

Представьте ситуацию: вы готовите доклад-исследование для конференции в области химического разложения нефти и нефтепродуктов, пытаетесь объяснить подруге, предположим, кондитеру, ход подготовки, свои наблюдения, в полной мере используя терминологию. Она же сидит с задумчивым лицом и всеми силами пытается вас понять, но вы замечаете, что даже при подробном объяснении она все же не вникла. Здесь важно не поругаться или не вспылить насчет «недалекости» ума. А для этого нужно осознать, что вы схватили «проклятие знания». Вы знаете то, чего не знает другой человек, и забываете, каково это – не иметь этих знаний. Именно поэтому возникают трудности во взаимопонимании.

«Проклятие знания» 2

Каждый смотрит на мир и происходящее через призму собственного восприятия. И здесь багаж накопленного опыта & знаний у всех разный. Если чему-то научился, сразу кажется, что это всем известно и все об этом знают. Подобное можно наблюдать в разных сферах. Ученые по отношению к людям, продавцы по отношению к клиентам, руководители по отношению к сотрудникам – в данном случае руководство всегда должно помнить о том, что их представления о делах компании намного шире, чем у рядового сотрудника. Поэтому при постановке задач и требований менеджеру необходимо объяснить причину их выполнения, а знание цели повышает мотивацию. Так субъективными заложниками становятся и преподаватели, забывая о том, что уровень знаний студентов отличается от их собственного. В спорте, например, когда человек достиг профессионального уровня, техника новичков вызывает скрежет зубов, потому что ты давно получил знания и они кажутся обыденными и понятными. В коммуникации люди часто страдают от недопонимания и перекоса информации.

«Проклятие знания» хорошо иллюстрирует психологический эксперимент, впервые проведенный выпускницей Стэнфордского университета Элизабет Ньютон в 1990 году. Она предложила одним участникам выстукивать пальцами по столу ритм известной им песни, а другим угадать ее название. Также первым нужно было предположить, какова вероятность того, что их мелодию угадают. Участники назвали вероятность в 50 %. Как итог, из 120 песен слушатели угадали только три, что составило 2,5 %. «Проклятие знания» проявилось в том, что те, кто задавал ритм, знали, какие именно мелодии они выстукивали, им было сложно представить, что песню можно не угадать. Но все остальные слышали только аритмичные звуки.

Чтобы вспомнить, что у окружающих другой опыт & знания, нужно сознательно напрячься, иметь привычку анализировать аудиторию.

Так как научиться доступно объяснять даже самые сложные вещи?

  • Анализируйте ситуацию. Напоминайте себе о понятии «проклятие знания». Не все обладают теми же сведениями, что и вы.
  • Расшифровывайте и объясняйте сложные понятия, терминологию новичкам или людям не из вашей области, даже если такая информация вам кажется очевидной.
  • Приводите примеры из реальной жизни, доставайте истории и кейсы. Сложная информация легче воспринимается в описании, а не в сухой подаче.
  • Показывайте текст своего выступления людям не из вашей отрасли. Попросите, чтобы они прочли и оценили, все ли понятно.
  • Ставьте себя на позицию того, с кем говорите, возможно, и вы когда-нибудь окажетесь на его месте.
    Извлекайте выгоду. Если собеседник – ваш потенциальный клиент или целевая аудитория, это прекрасная возможность потренироваться доносить ценность вашей услуги на понятном ему языке.

Быть простым не означает быть примитивным. Быть простым означает быть понятным. А это значит уважать собеседника, говорить с ним на его языке, объяснять с учетом его мировоззрения, ценностей и образования. Это искусство коммуникации, которое стоит в себе развивать.

_______________________

Текст: Екатерина Сакович Фото: Архив Fashion Collection
Fashion Collection Беларусь, сентябрь-октябрь 2022, № 9-10 (95)

Нам важно ваше мнение
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Подписывайтесь и получайте первыми наши новости

Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных

Смотрите также