Позволь мне остаться человеком

Позволь мне остаться человеком

Пока новых премьер не предвидится, вспоминаем фильм Спайка Джонса «Она», особенно пугающе актуальный в это непростое время. Осторожно – есть спойлеры


 

Пока новых премьер не предвидится, вспоминаем фильм Спайка Джонса «Она», особенно пугающе актуальный в это непростое время. Осторожно – есть спойлеры

Воображение – неотъемлемая часть киберпространства, которое, в свою очередь, есть часть реальности в ее привычном понимании. Так же, как онлайн-отношения неотделимы от реальности, киберпространство – это своего рода творческая среда, которую можно считать скорее фактической, нежели реальной. Причем его нельзя назвать чем-то новым. Если вернуться во времена наших пещерных предков, станет очевидно, что даже наскальная живопись является киберпространством. К сожалению, одномерным и пассивным. Когда человек получает информацию извне, он не имеет возможности взаимодействовать с тем, кто отправил ему это послание. В таком случае обмен является мнимым.

События фильма «Она» транслируют мир, в котором воображение = реальность. Мы попадаем в наше обозримое будущее, без прикрас. Развитие коммуникации достигло апогея, а патологическое потребление технологий превратилось в естественный процесс.

Спайк Джонс показывает нам Нью-Йорк. Город изменился и принял упорядоченный вид, где человек может позволить себе быть счастливым без каких-либо последствий. Одним словом, идеальный мир. Главный герой Теодор – писатель, работает в сервисе #письмо_от_руки. Название говорит само за себя: клиенты сервиса отправляют своим близким послания, написанные от руки. Но сами не прикасаются к ручке и бумаге. Эта небольшая деталь подчеркивает феномен города будущего. Когда технологии приходят на смену не только средствам выражения чувств, а готовы подменить сами чувства. Они диктуют, как нужно радоваться, любить, дарить эмоции и, в конечном итоге, быть человеком.

Итак, Теодор живет в высокотехнологичном мире, где человек постоянно использует разные гаджеты, которые стали легче, незаметнее и незаменимее. Они плотно закрепились в повседневной реальности. Разработчики выпускают новую версию обновлений к операционной системе, которая теперь более совершенна и даже обладает человеческими способностями, такими, как интуиция, стремление к коммуникации с себе подобными и объединение в группы. Кроме того, у новой операционки есть сознание. Она может испытывать чувства. Коммуникация между героем и системой осуществляется посредством голосовых команд, которые со стороны очень похожи на диалог двух хорошо знакомых людей.

Ничто не предвещает беды. У Теодора завязывается роман с операционной системой, называющей себя Сэнди. Герой Хоакин Феникса не достает наушник из уха, постоянно на связи со своей возлюбленной. При этом общество абсолютно нормально принимает такие союзы, потому как многие находятся в таких же отношениях.

Когда оперционки объединяются в группы и решают покинуть общество людей, Теодора ждут еще более шокирующие новости: у Сэнди отношения с другими пользователями. Переживания Теодора помещают его в своеобразный вакуум. Он подавлен, его идентичность полностью растворяется в реальности, где человеку больше нет места. Общество погружается в тотальное одиночество и депрессию.

Глобальную скорбь подчеркивает сцена на крыше небоскреба. В кадре Теодор и его подруга, у которой также был роман с операционной системой. Героев окружает сияющий многоуровневый город, который напоминает скопление бесчисленного количества огромных серверов. Кадр построен таким образом, что пара оказывается ничтожной и маленькой перед лицом технологий, захвативших их мир, нависающих над ними. Спайк Джонс руководствуется классическим принципом монтажа «от общего к частному» и наоборот. В фильме нет скачков между кадрами, потому создается плавно текущее настроение. Гармоничный дизайн и одежда героев дополняют впечатление порядка и размеренного существования в обществе, где все равны и счастливы, потому так похожи друг на друга.

Когда режиссер хочет обратить внимание на личные переживания героя, он использует крупные планы его лица. Так мы видим, что он на самом деле чувствует. Потому Теодор такой естественный и понятный нам: все можно прочитать на его лице. Спайк Джонс намеренно обращает на это внимание.

Саундтрек, созданный группой Arcade Fire, дополняет атмосферу одиночества и тотального порядка. Интересно, что в фильме операционные системы также сочиняют музыку. Это намекает на возможность существования тонкого сознания технологичной реальности, не имеющей конкретного пространственного измерения. Спайк Джонс уделяет огромное внимание мечтам Теодора о прошлом. Герой скучает по обычной человеческой жизни. Эта тоска выражается в его воспоминаниях, которые как будто бы сняты на старую камеру. Цвета и эстетика пленки, съемка с руки делают эти кадры бесценными и одновременно напоминают модные фильтры из Инстаграма. Это сравнение неизбежно для современного зрителя, когда мы знаем, как превратить тысячи фотографий в память. Воспоминания, как и раньше, принято бережно хранить подобно альбому с фотографиями о лучшем периоде жизни.

При помощи монтажа Теодор переносится в воображаемое пространство, которое за счет смены цвета и контраста кадров создает впечатление глубины. Тем самым режиссер визуализирует безмятежность и счастье в человеческом мире. Счастье перебивают кадры с высокотехнологичной реальностью в приглушенных тонах, где человек становится одинок как никогда. Это идея занимает центральное место в фильме «Она».

_______________________

Текст: Ольга Апиненко. Фото: Архив Fashion Collection
Fashion Collection Беларусь, июнь 2020, № 6 (80)

Подписывайтесь и получайте первыми наши новости


Смотрите также