На стыке моды и искусства

Historia Naturalis – это Полина Хистория и Лариса Атаманова, основательницы, пожалуй, одного из самых узнаваемых белорусских брендов. Мы встретились с Полиной Хисторией, чтобы поговорить о художественном бэкграунде марки, уникальном авторском видении дизайнеров и «зеленой» моде


 

СОЗДАЕМ АРТ-ОБЬЕКТЫ
Мода всегда была способом выражения индивидуальности, но сейчас индивидуальность – это тренд, а мода – яркий способ продемонстрировать причастность к этому культу. Мы делаем одежду для таких людей, на грани моды и искусства, но в сфере sustainability («устойчивого развития»). Аудитория, в которую мы метим, – это любой осознанный человек с потребностью в самовыражении. Каждая модель Historia Naturalis – это не просто предмет гардероба, но и самостоятельный арт-объект со своей мини-концепцией. Одежда HN – выразительные образы, адаптированные для носки в повседневной жизни, созданные при помощи уникальных производственных процессов.


 
ВДОХНОВЛЯЕМСЯ «БЕЛОРУССКОСТЬЮ»
До того как создать Historia Naturalis, я жила в Швейцарии, и какое-то время эта страна была для меня роднее, чем Беларусь. Уезжала туда ребенком, в десять лет, увозя с собой редкие воспоминания о своем маленьком мирке, состоящим из дачи и деревни. Картинка родины представлялась романтичной и духовной. Вернувшись домой, я почувствовала, что Беларусь именно такая, какой ее себе рисовала в воображении. В Академии искусств, куда я поступила, витал дух национализма: кому-то это не нравилось, мне же, наоборот, не резало ни глаз, ни ухо. «Белорусскость», национальный костюм – все это казалось мне свежим, незаезженным и вдохновляющим, а вовсе не делами дней минувших. Студенткой участвовала в конференциях, посвященных национальному белорусскому костюму. На одной из них я пробыла все дни и прослушала всех спикеров, жадно впитывая инсайдерскую информацию. Тогда на эту конференцию съехались самые разные люди из белорусской глубинки, некоторые казались самыми настоящими фриками, но вместе с тем являли собой красивый художественный образ «белорусскости», очень авангардный. Например, в доказательство того, что белорусский костюм не просто костюм, а наша защитная оболочка, одним из спикеров был проведен перфоманс. С помощью специального устройства он измерял ауру тела человека до того, как тот наденет льняную сорочку с обережными вышивками, и после. И наглядно показывал, что целостность биополя заметно выше в одежде. И я поверила, что если и стоит делать одежду, то только такую, которая будет защищать от злых духов. (Смеется.) И первые наши эксперименты с появлением бренда Historia Naturalis в 2010 году были со льном.


 
ДЕЛЕГИРУЕМ
До Historia Naturalis у меня был опыт работы для шведского дизайнерского бренда, который отшивался в Минске. Я контролировала пошив на производстве в «Центре Моды» (тогда там еще шились, так как это было дешево). Разобравшись в техническом процессе, поняла: делать продукт европейского качества из нашего сырья – реалистично. Увидела и зафиксировала все ошибки, чтобы не допускать в своем деле. Если они с такой легкостью продавали вещи, сомнений в том, что мы с нашим видением и поиском формы сделаем лучше, не оставалось.
Мы с Ларисой сдружились в Академии. Из всего курса она казалась мне самой талантливой, мне нравилось все, что она делала. Пару раз мы с ней объединялись в команду, так с тех пор и трудимся вместе. Есть в командной работе что-то божественное, когда благодаря синергии рождается продукт. После окончания института мы временно разбежались: я работала на шведскую компанию, а Лариса пошла стажироваться в «Калiнку». Набравшись опыта, снова сошлись. Первое время делали все вместе одновременно, обязанности не делегировали. Однажды нас даже пригласили поработать в «Центре Моды» на базе нашего бренда: мы очень обрадовались, что наконец обретем команду и заработаем в традиционном понимании бренда или Дома. Не вышло – пришлось тратить время на то, чтобы объяснять сотрудникам, как создавать сложные формы и так далее. В итоге поняли, что за нас это никто не сделает. (Смеется.) А коллекцию мы тогда все-таки выпустили – «Искренность пастушки».
Сегодня я отвечаю за дизайн, разработку концепций и стратегий развития, маркетинг, PR. Лариса – за дизайн, создание авторского кроя, графический дизайн, технологическую разработку 3D-объектов. С недавних пор к нам присоединился муж Ларисы – Геннадий Атаманов, он выполняет роль исполнительного директора и контролирует производство и сбыт.


 
КОЛЛАБОРИРУЕМ С ХУДОЖНИКАМИ
Несмотря на то что нашему бренду уже десять лет, наше становление длилось долго. У меня трое детей, и рождение каждого отразилось пробелом в работе. Лариса родила в прошлом году. Казалось бы, кто-то занимается материнством, а кто-то остается в студии за главного, но выяснилось, что продуктивны мы только вдвоем, а не по отдельности. Да и возможности, когда мы начинали, были другими: не было ни маркетов, ни инстаграма. До того как появились первые маркеты, где наш бренд узнали и полюбили, мы успели сделать множество коллекций, непонятно просто для чего. (Смеется.) Шутка. Конечно, это все опыт. Только сейчас мне удалось выйти конкретно на свои задачи: для нас первостепенна работа с амбассадорами, не только в Беларуси, но и по всему миру. Поскольку мы создаем модный продукт, уже не можем рассматривать себя в рамках одной страны и вне общемировых процессов. Наша цель – коллаборировать, быть на волне с художниками, яркими представителями социальных феноменов.
Недавно ездила в Лондон, где встретилась с певицей Kosheen. Думала заручиться ее поддержкой, а в итоге мы подружились как художники. Там же встречалась с Николаем Халезиным («Свободный театр») – обсуждали возможность коллаборации. Также у нас в планах организовать выставку в Лондоне, на которой наша одежда будет представлена как арт-объект во взаимодействии с другими видами искусства. А до Англии была Швеция, где сделали совместный проект с художницей Людмилой Христесевой. Ее направление – феминистическое искусство, мы немного попадаем в это русло, так как часть нашей концепции – устойчивое развитие, а это и поддержка прав женщин. То же касается и дизайна, так как Historia Naturalis про свободные силуэты, освобождающие женское тело и символизирующие степень духовной свободы. Мы сделали показ в Стокгольме в конце августа. Людмила привлекла к нему топовых женщин Швеции, каждая из которых поделилась своей историей «борьбы» на пути к успеху. Они продемонстрировали на себе вещи преимущественно изо льна, так как этот материал – эталон экологичности. Думаю, многие из тех, кто носил лен, согласятся, что в нем абсолютно по-другому ощущаешь свое тело.

У нас много проектов, которые вот-вот вылупятся. Недавно мы подписали договор с Pure London – одним из крупнейших trend show в мире. Так получилось, что они сами нас нашли и пригласили поучаствовать после того, как увидели бренд на одном pop-up stor в Лондоне. Директор выставки предложил нам субсидированное место в Conscious area при поддержке United Nations. Нас представят международным байерам, поэтому мы надеемся на заказы. Нам объяснили, что шансы есть, так как такого продукта, как у нас, они раньше не встречали.


 
ПРОПАГАНДИРУЕМ ОСОЗНАННЫЙ ГАРДЕРОБ И ПРОПОВЕДУЕМ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Да, с недавних пор мы не можем называться на 100% sustainable, так как должны отвечать коммерческим задачам. Поскольку лен не продается в зимний период, нам пришлось разрабатывать другие вещи, которые уже в меньшей степени отвечают экологичности. Сейчас, конечно, по всему миру ведутся дебаты, кто соответствует приставке «эко», а для кого это маркетинговый ход. На меня сильно повлиял Маттео Барди, арт-директор Green Carpet. Казалось бы, он, напротив, должен был нас поддержать в желании создавать только экологичный продукт… Он мотивировал это тем, что бренд должен твердо стоять на ногах, прежде чем предлагать такой товар, иначе это изначально провальная концепция. В итоге мы решили заниматься разными аспектами устойчивого развития, вести проектную деятельность, такую, как, например, в Стокгольме. Что касается одежды, то мы сохранили эколинейку изо льна. Поддерживаем локальное производство и используем местное сырье (сотрудничество с Оршанским льнокомбинатом). А еще планируем запустить линию Glamour Green и продемонстрировать, что и лен достоин красной дорожки. Хотя понятие «гламур» у каждого свое. Например, на конкурсе красоты Miss International в Токио, где в нашем платье выступала Мария Первий, льну предпочли хлопок, зато в Стокгольме актриса Елена Мила выбрала льняную сорочку из летней коллекции HN для красной ковровой дорожки. По ее словам, она очень долго искала такой образ – экологичный, ангельско-романтичный, но современный. И даже обращалась к разным дизайнерам, но они не смогли воплотить ее идею. Это же платье появляется на сцене театра в спектакле «Чайка» Ушакова и в кино у Андрея Курейчика. Мы думаем, наши вещи подходят для сцены и для людей, которые в жизни чувствуют себя как на сцене. Всегда поощряем клиентов, которые шьют что-то на заказ или хотят кастомизировать вещь при помощи функции Online Atelier на нашем сайте. Такая одежда, как правило, больше ценится и имеет длинный жизненный цикл. Уважаем братьев наших меньших, не используем животные материалы при изготовлении одежды. Наша задача – продемонстрировать, что современная эстетика – это выразительность и этичность идей, а не манифестация статусности за счет использования кожи и мехов животных.


 
ОБЛАДАЕМ УНИКАЛЬНЫМ ВИДЕНИЕМ
Когда начинали, точно не ставили себе цели быть не такими, как все. Думаю, это совокупность факторов, а также очень четкое видение и ощущение того, что нам есть что сказать. Повлияло и то, что я не жила в Беларуси, поэтому в дизайне Historia Naturalis отсутствуют клише, которые могут быть присущи другим белорусским дизайнерам. К тому же я и Лариса никогда не ощущали себя дизайнерами – мы художники, берем информацию из космоса. У нас нет желания копировать, но есть желание создавать. Наверное, поэтому и получается что-то необычное. Тем не менее в будущем нам бы хотелось захватить сегмент, который, как считается, мы пока не занимаем: это платья, костюмы, официально-деловой стиль, одежда для офиса. Мы к этому идем. Капсула будет доступна уже очень скоро. Расширим ассортимент в нашем характере и в соответствии с трендами. Представим очень женственные, но в то же время футуристичные силуэты. И всем станет понятно, что мы работаем не только с принтами и льном, но и формой.


 
ПРИЗЫВАЕМ ОСТАВИТЬ СВОЙ СЛЕД В ВЕЧНОСТИ
Осенняя коллекция базировалась на летней, посвященной белорусской художнице с трагической судьбой Алене Киш. Для нас тема сложного пути художника – животрепещущая. Мы тоже находимся на грани неоднозначности: иногда нам кажется, что сошли с ума и делаем все это только для себя, просто потому, что по-другому не можем жить. И если летом мы выражали основную мысль коллекции через принты, то на новой одежде появилась фраза «А што з мяне толку?» Она из трека певицы Полины, написавшей его специально для нашего показа летом. Мне кажется, это очень емкая фраза: в ней кроется и белорусская идентичность, есть что-то цоевское, а еще она говорит о гениальности структуры мозга человека, который задается таким вопросом. И в этом заключается определенный трагизм. Именно на белорусском языке она звучит очень поэтично. Когда мы работали над коллекцией, решили, что нам нужно сделать фразу и на английском – для зарубежного рынка. Остановились на не менее емкой «Plant your seeds». Объясню хронологию мысли. Каждый художник начинает с того, что он никто, потом – «праз цернi да зорак» – проходит определенный путь (в сознании и физически). Ну и, наконец, фраза «Посади свои семена», созвучная с нашей концепцией Historia Naturalis (Прим. FC – в переводе с латинского – «естественная история»). Она призывает: оставь свой след в культурном пространстве, посади дерево (не умаляем «зеленого аспекта» этой фразы), а также – продолжи свой род.

_______________________

Текст: Анастасия Карасёва. Фото: Historia Naturalis
Fashion Collection Беларусь, февраль 2020, № 2 (76)

Подписывайтесь и получайте первыми наши новости


Смотрите также