Модное образование за рубежом

Модное образование за рубежом

Fashion Collection поговорил с двумя белорусками, получающими образование в сфере fashion в двух мировых столицах моды, – Нью-Йорке и Лондоне. С одной стороны океана у нас Parsons NY и Инна, а с другой – Central Saint Martins и Ксения. Студентки одних из лучших модных учебных учреждений делятся с нами плюсами и минусами своей учебы


ИННА ЯНКОВИЧ, СООСНОВАТЕЛЬ КОНЦЕПТ-СТОРА SPOT2.55 И САЛОНА КРАСОТЫ NUDE&NAKED

Fashion Collection: Как возникла идея учиться? Для чего тебе образование?

Инна: Три года назад я переехала жить в NY с багажом интересного, но, так скажем, «самодельного» опыта работы в fashion business. До этого я окончила ФМО БГУ и магистратуру по бизнесу Варшавского университета. Мне хотелось понять, как работает и чем дышит fashionиндустрия в США, потому как всегда было понимание, что события и проекты здесь опережают наши постсоветские реалии лет на пять минимум. Поучиться в лучшей fashion-школе Америке Parsons NY было первым шагом в моем плане «полезной социализации» в новой стране. На мой взгляд, учиться нужно постоянно, особенно сейчас, когда термин профессия уже не воспринимается как что-то статичное и приобретаемое в жизни раз и навсегда. Плюс мы не знаем того, чего не знаем. Разве неинтересно пойти и узнать?

F.C.: Как выбирала университет?

И.: Выбрала лучший. С одной стороны, считаю такое обоснование глупостью, ведь учиться можно где угодно. С другой стороны, я шла за нетворкингом и адаптацией и понимала, что в Parsons встречу максимум интересных людей. Для успокоения сходила в кампусы нескольких университетов, но осознавала, что свой выбор уже сделала. Сам университет очень современный и красивый, приятно в нем находиться и постоянно тянет учиться. Для студентов на базе университета есть все, о чем только пожелаешь, – лаборатории, воркшопы, компьютерные классы, все для полиграфии, комната для медитаций, фитнес, столовая, даже корнер с суши.

F.C.: Что нужно для того, чтобы поступить?

И.: Всего пару лет назад в Parsons NY открыли проект Open Campus – это программа курсов повышения квалификации. Моя программа называется Fashion Business Certificate Program, для поступления на которую требовалось оплатить учебу и написать мотивационное письмо. На этом все – ничего сложного. В университете есть и degreeпрограммы Fashion Business, бакалавриат и магистратура, туда тоже простое зачисление. Их отличия – это продолжительность, стоимость и то, что degree-программы рассчитаны на полную занятость и день.

F.C.: Каковы особенности программы, расписание, набор предметов?

И.: Программа состоит из десяти курсов (шесть обязательных и четыре на выбор), каждый из которых длится семестр. Семестры – с сентября по декабрь и с января по май. Каждый курс занимает около 12 недель, а занятия проходят раз в неделю по три часа. Многие курсы доступны и в онлайн-версии для работающих профессионалов. Я преследовала цель ходить в университет, поэтому брала все курсы офлайн в кампусе. За полтора года прошла девять курсов (три курса за семестр), остался один онлайн, после чего получу долгожданный сертификат. Среди предметов: Fashion History, Retail buying, Fashion Marketing, Fashion Merchandising, Consumer Behavior и др. В классах не более 15 человек, русскоговорящих почти нет. За время учебы встретила всего одну русскую девочку, и мы очень сдружились.

F.C.: В чем суть методики обучения?

И.: Весь процесс обучения главным образом построен на визуальном восприятии информации – презентации. Писать не приходится – лишь делать пометки в материалах, которые раздаются профессорами до пары. Большая часть работы происходит в группах над проектами в течение семестра. Чаще всего группы составляются преподавателями так, чтобы в них не было больше одного представителя одной национальности. Это положительно сказывается на культурном обмене и креативности, а также готовит студентов к работе в больших компаниях. Примерно 1/3 всех курсов составляли fields trips & invited speakers, то есть занятия «в полях»: посещение фабрик, выставок, производств и т. д. А приглашенные спикеры чаще всего люди из индустрии, друзья и коллеги преподавателей, которые делятся своим опытом со студентами. Домашняя работа состоит из целого набора заданий: почитать книги, сделать проект, что-то нарисовать, посчитать. Ее много, и ее делают все. Пропускать, кстати, тоже нельзя. Допускается отсутствие не более чем на трех парах за целый семестр.

F.C.: Расскажи о плюсах и минусах.

И.: Минусов нет. Были курсы послабее, были посильнее, но это дело интереса конкретного студента. Вся полученная информация была суперценной, знакомства – интересными. Плюсы: концентрация талантливых студентов и лучших профессоров, ощущение, что ты в гуще событий. Узнаваемость и рейтинг университета дают тебе преимущества в поиске работы. Мне очень нравится отвечать людям, где я учусь, это приятно. Когда ты идешь учиться в 27-30 лет, смотришь на университет совсем по-другому, нежели в 18. Хочется взять от учебы все, что можно, и на пары бежишь.

F.C.: Какие планы после окончания программы?

И.: Планы продолжить социализацию уже в работе на интересный fashion-стартап или компанию. Набраться опыта, понять американский деловой этикет и культуру. Глобально понимаю, что я все-таки свободный художник и предприниматель по своей сути, поэтому корпоративную карьеру строить вряд ли стану, а вот наполниться опытом для будущих интересных проектов очень хочу.

 

КСЕНИЯ РОМАНОВА, ДИЗАЙНЕР БРЕНДА KSENIYA ROMANOVA

F.C.: Как возникла идея учиться? Для чего тебе образование?

К.Р.: Я профессиональный дизайнер одежды и основатель одноименного бренда Kseniya Romanova. Он достаточно давно представлен на рынке, и в какой-то момент я почувствовала, что не хватает свежего воздуха, прогресса, прорыва, захотелось попробовать новые методы работы, прокачать скилы. Вторым фактором стал запуск школы Brand Fashion School, в которой преподаю дизайн одежды и модный бизнес. Для меня важно четко понимать, что я обучаю студентов лучшим методикам и даю информацию самых высоких мировых стандартов.

F.C.: Как выбирала университет?

К.Р.: За Central Saint Martins давно слежу, так как колледж выпустил уже несколько поколений легендарных дизайнеров, начиная с икон индустрии John Galliano и Alexander McQueen и заканчивая супермодными Craig Green и Matty Bovan. Я внимательно слежу за финальным шоу курса магистратуры, которое CSM показывает ежегодно в рамках London Fashion Week: это всегда большое вдохновение.

F.C.: Что нужно для того, чтобы поступить?

К.Р.: Моя программа называется Fashion Folio. Она состоит из трех ступеней, каждая из которых длится три месяца. Для того чтобы поступить, нужно написать мотивационное письмо, сдать IELTS не ниже 6.0 и подготовить портфолио.

F.C.: Каковы особенности программы, расписание, набор предметов?

К.Р.: Программа ориентирована на индивидуальную работу. Студент заявляет свою цель, например, поступление на основную программу. Преподаватели выстраивают стратегию исходя из того, что в данном кейсе нужно доработать, усилить. Три раза в неделю проходят консультации, в остальные дни – самостоятельная работа. На каждой встрече необходимо продемонстрировать прогресс и строгое выполнение всех заданий. Педагоги комментируют их и дают новые руководства.

F.C.: В чем суть методики обучения?

К.Р.: Central Saint Martins культивирует индивидуальность. Здесь не показывают примеры. Вместо этого студенту предлагают продемонстрировать свое уникальное видение и решение задачи. Много времени уделяют работе с бэкграундом студента, его опытом, культурным кодом. В CSM исследование и процесс разработки коллекции – это святое: прежде чем отшить финальные десять луков коллекции, необходимо проделать колоссальную работу.

F.C.: Расскажи о плюсах и минусах.

К.Р.: Один из главных минусов, на мой взгляд, это жесткая критика. CSM прославился тем, что директор магистратуры Луиз Уилсон (преподаватель Джона Гальяно, Александра МакКуина, Фиби Файло) орала на студентов матом и бесконечно заставляла их переделывать проекты. Я думаю, многих людей такой подход может демотивировать. Ты как будто должен постоянно доказывать, что достоин учиться здесь. Еще одним минусом можно назвать то, что никто не заинтересован в твоем результате и прогрессе. Если не выполнил все задания и инструкции, не пришел или опоздал, ты в игноре. В следующий раз будет сложно получить консультацию. Можно ждать преподавателя пять часов, а он так и не сочтет нужным уделить тебе даже пять минут. В любом случае можно много критиковать методы CSM, но они действуют. Доказательство – успешные и талантливые выпускники, поэтому я не спорю.

Плюсов гораздо больше. В первую очередь, это люди. И преподаватели, и студенты выглядят максимально круто и эпатажно. Парни в юбках с помадой, панки с ирокезами, ковбои и нимфы – создается впечатление, что приемная комиссия CSM прочесывает мир в поисках самых одиозных фриков со всех континентов. По этой причине Central Saint Martins часто называют зоопарком. Такая среда – лучшее воспитание для глаза дизайнера. Вторым плюсом я бы отметила удобства и возможности. В распоряжении студентов в колледже легендарная библиотека с потрясающим архивом, рабочие студии, швейные машины, манекены, оборудование для вязания, принтеры, компьютеры, сканеры, кафе и рестораны. Все это расположено в очень красивом здании в центре Лондона и работает с раннего утра до позднего вечера.

Коллектив достаточно дружелюбный, но из-за того что все находятся под давлением, стрессом и натиском конкуренции, каждый сконцентрирован больше на своих проектах, нежели на общении с другими студентами и нетворкинге. На основных программах студенты создают проекты с такими брендами, как Louis Vuitton, Nike и др. Недавно Alber Elbaz приезжал в CSM и отсматривал портфолио студентов, так как набирал команду для своего нового проекта.

F.C.: Какие планы после окончания программы?

К.Р.: Я хотела подавать заявление на работу в Burberry и готовила портфолио для этой компании. Но в связи с коронавирусом решила продолжить обучение в магистратуре. В современном мире все сложнее что-то планировать, поэтому я не загадываю.

_______________________

Текст: Анастасия Карасёва. Фото: предоставлены героинями публикации
Fashion Collection Беларусь, май 2020, № 5 (79)

Смотрите также