Le freak – c’est chic

На минувшей Неделе моды в Париже случился последний показ Дома Jean Paul Gaultier. В 2014 году кутюрье уже объявил о закрытии линии prêt-à-porter, а это значит – c’est la fin, the end: легендарные провокационные шоу Жан-Поля Готье – это уже история. Шеф-редактор Fashion Collection Анастасия Карасёва вспоминает творческую биографию культового кутюрье. А 18 марта состоится ее лекция о модных провокациях Готье после показа фильма «Жан Поль Готье, с любовью» в Falcon Club Бутик Кино


 

Он надел на мужчин юбки, а на женщинах затянул корсеты: когда-то Шанель вела борьбу с бесконечными слоями одежды, освобождая женские тела от ненавистных оков, Готье же реабилитировал этот одиозный предмет гардероба. Женщина в корсете от Jean-Paul Gaulthier – сильная, властная домина. Как Мадонна, которая стала дивой не без его помощи: кто не помнит ее иконический бюстгальтер? В своей прощальной коллекции Жан-Поль собрал все, благодаря чему прославился и полюбился миру моды, а это китч, тельняшки, будуарный стиль и нижнее белье поверх одежды, килты etc.

Сразу после школы, в 70-м году, будущий кутюрье попал на стажировку к Пьеру Кардену, как он утверждал, – в один из самых свободных Домов того времени (вторым был Paco Rabanne). Это стало для него счастливым билетом, однако притормозило формирование собственного стиля. Потом, будучи уже самостоятельным дизайнером, он то и дело слышал от критиков, что в его коллекциях прослеживается почерк наставника. Готье злился, но не опускал руки. Осознание пришло после. В 2018 году на Неделе моды в Париже преданный ученик посвятил коллекцию своему учителю. Карден остался в восторге.


 
Что Готье сделал для моды в свои годы? Список бесконечен. Этот l’enfant terrible утверждал, что ненавидит высокую моду, «пропахшую нафталином», а потом и сам встал на путь от кутюр, представив свою дебютную женскую коллекцию haute couture «Готье-Париж». Правда, после нее последовала мужская «Haute couture», пародирующая традиции высокой моды. Он первым устроил инклюзивный кастинг на своих показах в эпоху Синди, Клаудии, Наоми, Линды и Хелены и выпустил на подиум нестандартных для того времени моделей. Готье опередил всех в моде на трэш – делал коллекции из мусора, вдохновлялся квир-культурой и образами трансвеститов.

Пожалуй, немногим дизайнерам удалось выйти из тени бекстейджа и сделать из себя бренд. Карл Лагерфельд и Жан-Поль Готье преуспели в этом сильнее остальных.  Выбеленные волосы, короткие брюки, тельняшка – он воплотил в себе эстетику своей марки и стал ей лучшей рекламой. С 2003 по 2010 гг. Готье успел поработать креативным директором Hermès. Представить, почему такой эпатажный дизайнер возглавил такой консервативный бренд, трудно и тогда, и сейчас.

Готье всегда любил кино и с радостью принимал участие в съемочном процессе. Его фильмография насчитывает 48 ролей-камео и работу над костюмами в ряде легендарных картин, к примеру, в «Пятом Элементе»: костюм Лилу до сих пор косплеют каждый год на Хэллоуин, а его вариации появляются в коллекциях других дизайнеров. В 2012 году дизайнер и вовсе вошел в состав жюри Каннского кинофестиваля.


 
После себя Готье оставил и ароматный след – первый аромат Classique появился у Дома Jean Paul Gaultier в 1993 году. Конечно, всем известен этот знаменитый флакон в форме женского торса (идею он позаимствовал у Эльзы Скьиапарелли). Позже к символическому женскому телу добавился вездесущий корсет, а к мужскому – фирменная тельняшка.

Говорят, нужно уметь вовремя уходить. Сначала заявил, что больше не будет делать коллекции готовой одежды. Он объявил, что считает prêt-à-porter de luxe экономически нецелесообразным, что хочет сосредоточиться на haute couture, линии парфюмерии и дополнительных проектах. А спустя шесть лет окончательно попрощался с подиумом, пообещав не пропадать и радовать новыми проектами. И, кажется, не обманул – премьера костюмированного танцевального шоу Fashion Freak Show тому подтверждение.

Думая о Готье, в голове всплывает диалог из моего любимого фильма «Распутницы», в котором две французские престарелые модницы-тусовщицы спрашивают у молодого таксиста, как его зовут:

– Жань-Поль, мадам.

– Совершенно исключено, есть только один Жан-Поль.

_______________________

Текст: Анастасия Карасёва. Фото: архив Fashion Collection
Fashion Collection Беларусь, март 2020, № 3 (77)

Подписывайтесь и получайте первыми наши новости


Смотрите также