Фотография – собственность модели?

Фотография – собственность модели?

Разбираемся вместе с Надеждой Хаданович (адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»)


 

Фотографии в настоящее время используются повсеместно, в особенности в связи с плотным вхождением в нашу жизнь социальных сетей и интернета в целом. Практически на каждом сайте представлены различные изображения, будь то изображения реализуемой продукции или изображения сотрудников компании. Fashion-бизнес неразрывно связан со съемками, моделями, фотографами и фотопозированием, так как для продажи модных изделий покупателю желательно показать, как та или иная вещь смотрится на другом человеке.

Тем не менее, фотография как объект авторского права с одной стороны и как изображение другого человека (отображение его внешнего облика в конкретный момент времени) с другой стороны охраняется по-разному, и эти нормы в некоторой степени конкурируют друг с другом.

Не так давно на известную американскую супермодель Джиджи Хадид подали в суд за размещение ею в своем Instagram-аккаунте собственной фотографии. Звучит достаточно абсурдно, не так ли? Причем в суд на модель подал папарацци, который сфотографировал ее позирующей на светском мероприятии. Суть претензий папарацци к Джиджи заключается в том, что модель выложила снимок в свой Instagram-аккаунт без указания имени автора. Аналогичные требования папарацци предъявляли к Джиджи и другим знаменитостям и ранее, причем неоднократно.

С точки зрения законодательства в сфере авторского права, включая американское, автору фотографии как произведения принадлежат имущественные (economic) и личные неимущественные (moral) права на данное произведение. То есть именно автор снимка определяет, кто и как может использовать произведение, а также возражать против его использования любыми не авторизованными им лицами. С другой стороны, и у нас, и в других странах как нематериальные блага охраняются личная жизнь гражданина и его внешний облик.

При этом любопытно, что в США в силу регулирования права на гласность необходимо иметь согласие модели для использования ее имени, голоса, подписи, фотографии. Это касается как продуктов, выпускаемых для целей реализации, рекламирования или продажи, так и содействия продажам товаров, работ или услуг. В то же время в силу самого права на гласность какое-либо согласие не требуется в случае, если имя, голос, подпись, фотография другого человека или схожесть с ним используются в связи с любыми новостями, публичными отношениями или спортивной трансляцией, а равно в связи с проведением политической кампании.

В Беларуси в целом применимо аналогичное регулирование. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (пп. 4.6 и 4.7 п. 4 ст. 34; Закон о СМИ) на журналиста СМИ по умолчанию возлагаются следующие обязанности:

– получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни физического лица от самого физического лица или его законного представителя;

– получать согласие физических лиц на проведение аудио- и видеозаписи, кинои фотосъемок, за исключением их проведения в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях, а также случая, предусмотренного ст. 40 Закона о СМИ.

Статья 40 Закона о СМИ относится к случаям, когда принимаются меры против возможной идентификации изображенного (задействованного) физического лица посторонними лицами, а также при условии, что распространение информационных сообщений и (или) материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов, за исключением случаев распространения таких информационных сообщений и (или) материалов по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством. То есть речь идет, скорее, об использовании материалов оперативных съемок, распространении информационных сообщений о преступной деятельности (совершенных преступлениях) и т. п., что встречается не так часто, в особенности в fashion-бизнесе.

Соответственно, на практике может возникать несколько ситуаций, каждая из которых регулируется немного по-разному:

1. съемка профессиональным фотографом в павильоне, студии и т. п.;

2. т. н. «репортажная съемка», проводимая в рамках массовых мероприятий или в местах, открытых для массового посещения(на выставках, в торговых центрах и т. п.);

3. скрытая съемка, не отвечающая требованиям Закона о СМИ (слежка за знаменитостью, съемка в жилище и т. п.).

Съемка профессиональным фотографом или т. н. «постановочная фотография» будет охраняться в соответствии с законодательством в сфере авторского права. То есть права на такую фотографию возникнут у ее автора или у иного правообладателя, если он предварительно заключил с автором соответствующий договор. При этом за фактическим автором навсегда сохраняются личные неимущественные права (право признаваться автором, право на имя и другие) как неотчуждаемые.

Соответственно, модель не может использовать подобные снимки без согласия автора (фотографа) или иного правообладателя, в том числе не может выложить их в своем аккаунте в социальной сети без получения разрешения. При использовании таких фотографий важно будет обеспечить соблюдение личных неимущественных прав автора(в частности, указать его имя или псевдоним).

Фотография – собственность модели? 1

Отметим, что белорусская судебная практика признает соответствующими критериям охраноспособности, то есть результатами творческого труда, в первую очередь, именно постановочные фотографии. В то же время те снимки, которые имеют прикладное или утилитарное значение, то есть представляют собой фиксацию фактов, событий или природных явлений, в судебной практике не рассматриваются как результаты творческого труда в силу того, что они, по мнению суда и экспертизы, если таковая проводится, не обладают признаками творческой новизны, оригинальности, уникальности и неповторимости. И хотя формально произведение охраняется в силу факта его создания и закрепления в любой объективной форме, тем не менее, в силу устоявшегося подхода в судебной практике не любая фоторабота будет рассматриваться именно как результат творческого труда.

Как следствие, в ситуации, если знаменитость фотографируют на мероприятии(к примеру, во время выступления на сцене, выхода на модном показе, кинопремьере и т. п.), то, с одной стороны, согласия для осуществления фотосъемки, как правило, не требуется, однако вопрос о последующем использовании подобных фоторабот становится куда более сложным, чем в первой рассмотренной нами ситуации с постановочными фотографиями. Формально, если руководствоваться текущей судебной практикой, то можно говорить о том, что подобные фотографии не являются объектами авторского права, как следствие, не охраняются и могут свободно использоваться любыми лицами, включая и то лицо, которое запечатлено на такой фотографии. То есть публикация подобной фотографии звездой или моделью в своем Instagram-аккаунте, в том числе без упоминания имени автора снимка и без получения у него (или нее) разрешения на публикацию, в силу белорусской правоприменительной практики, скорее, не будет рассматриваться как нарушение в сфере авторского права.

Что касается «классических» фотографий папарацци, то есть снятых скрыто, к примеру, на закрытой церемонии бракосочетания звезд (проводимой в арендованном коттедже и т. п.), что не может рассматриваться как место, открытое для массового посещения, то такие снимки в силу закона не могут быть сделаны без согласия запечатленных на них лиц (хотя подобный фоторепортаж и может быть отнесен к категории новостей). Более того, с учетом того, что такие снимки едва ли будут носить постановочный характер, они также могут рассматриваться как неохраняемые с авторско-правовой точки зрения.

Любопытно, что в октябре прошлого года Конституционный Суд Республики Беларусь подробно рассматривал вопрос о правовом регулировании использования и охраны изображения гражданина.

По результатам рассмотрения данного вопроса Конституционный Суд констатировал наличие правовой неопределенности в части регулирования общественных отношений, связанных с надлежащими использованием и охраной изображения гражданина. Несмотря на наличие норм специальных законов, в том числе приведенных выше, они обеспечивают лишь отдельные аспекты защиты образа и изображения физического лица. По мнению Конституционного Суда, конкретное изображение гражданина, зафиксированное на материальном носителе, должно охраняться, причем нормы законодательства должны не только устанавливать способы такой охраны, но и определять режим использования изображения гражданина другими лицами.

Как результат, Правительству было предложено подготовить проект закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь в целях обеспечения защиты от незаконного вмешательства в личную жизнь, устранения правовой неопределенности в правовом регулировании использования и охраны изображения гражданина.

Возможно, уже в ближайшей перспективе нормы гражданского законодательства об использовании изображений граждан будут скорректированы, что позволит сократить количество ситуаций, когда фотография изготавливалась бы без ведома и согласия изображенного на ней лица. Тем не менее, вопрос с авторско-правовой охраной подобных фотографий как объектов авторского права все еще остается открытым и достаточно спорным.

Оставайтесь с нами и узнавайте больше об интересных кейсах в сфере регулирования fashion-бизнеса в Беларуси и мире!


Фотография – собственность модели? 2

Надежда Хаданович

адвокат, руководитель направления
интеллектуальной собственности
и информационных технологий

Фотография является одним из наиболее
уязвимых объектов авторского права, так как
далеко не каждая фоторабота будет подлежать
правовой охране. Более того, зачастую авторы
даже не задумываются о том, что внешний облик
другого человека сам по себе является охраняемым нематериальным
благом. Мы совместно с адвокатами АБ «Степановский, Папакуль
и партнеры» – одной из крупнейших юридических команд
в Беларуси с уникальным опытом работы
в сфере права интеллектуальной собственности
и защиты конкуренции, решили подробно
разобраться в данных вопросах и поделиться
результатами с нашими читателями


Текст: Надежда Хаданович. Фото: Saverio Marfia, James Devaney
Fashion Collection Беларусь, июнь 2019, № 06 (70)

Подписывайтесь и получайте первыми наши новости


Смотрите также