Креаторы и Закон об авторском праве

Креаторы и Закон об авторском праве

Разбираемся вместе с Надеждой Хаданович (адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»)


 

Изменения в Закон об авторском праве являются по-настоящему долгожданными, так как наше законодательство где-то частично, а где-то существенно отставало от развития аналогичного законодательства как в странах ближайшего зарубежья, так и в мире в целом. Однако необходимость в таких изменениях назрела и чувствовалась, к примеру, с точки зрения возможности использования инструмента так называемых «открытых лицензий» местными компаниями и отдельными креаторами. На том, как этот инструмент был закреплен в белорусском законодательстве, мы остановимся чуть позднее.

Прежде всего, нужно учитывать, что изменения в Закон вступают в силу поэтапно. Так, ряд изменений уже вступил в силу начиная с конца июля текущего года. Подавляющее же большинство изменений начнет действовать только в следующем году (в мае 2020 года). Остановимся сначала на тех изменениях, которые уже являются частью действующего законодательства в сфере авторского права.

Итак, те изменения, которые уже вступили в силу, касаются такого способа гражданско-правовой защиты авторского права, как компенсация. Компенсация – это особый способ защиты нарушенных имущественных прав, который заключается в заявлении автором или иным правообладателем требования к нарушителю о выплате компенсации в пределах определенных Законом размеров. Итоговый размер компенсации определяется судом с учетом характера нарушения. Требование о выплате компенсации заявляется вместо требования о возмещении убытков. Компенсация подлежит взысканию в случае доказанности факта нарушения исключительного права на объект авторского права или смежных прав. При этом автор или иной правообладатель освобождаются от доказывания размера причиненных этим нарушением убытков.

На практике авторы (правообладатели) крайне часто прибегали именно к этому способу защиты нарушенных прав, так как доказывание размера причиненных нарушением убытков – комплексный и достаточно сложный процесс. Кроме того, весьма редко имеется возможность взыскать с нарушителя упущенную выгоду (т. е. неполученные доходы, которые правообладатель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено), которая является составным элементом убытков, помимо реального ущерба (т. е. расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права).

Изменения затронули минимальный возможный размер компенсации, заявляемый правообладателем или автором. Ранее он составлял 10 базовых величин, а в настоящее время составляет 1 базовую величину. Данное изменение было продиктовано намерением уровнять минимально возможный размер заявляемой компенсации как в случае нарушений в отношении объектов авторского права и смежных прав, так и в случае нарушений в отношении товарных знаков. При этом в случае нарушений в последних размер компенсации составляет и ранее составлял именно 1 базовую величину.

Дополнительно в отношении компенсации была введена норма об ограничении ответственности информационных посредников, которая имеется в законодательстве многих стран мира, включая Россию. Однако в нашем законодательстве данная норма была закреплена в несколько ограниченном формате и относится только к случаям трансляции телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм(Беларусь 1, ОНТ, СТВ, Мир, Россия-Беларусь, НТВ-Беларусь, Беларусь 2, Беларусь 3 и Беларусь 5).

Из тех изменений, которые вступят в силу позднее, наибольший интерес для креаторов представляют изменения в порядке оформления договорных отношений. В частности, была исключена такая разновидность лицензионного договора, как авторский договор, т. е. лицензия, заключаемая с автором произведения как с лицензиаром. Начиная с мая 2020 года, любой договор, который предполагает предоставление права на использование произведения (объекта смежных прав) на определенное время, будет являться лицензионным договором.

При этом те авторские договоры, которые были заключены до вступления приведенных выше изменений Закона в силу, не подлежат приведению в соответствие с нормами Закона.

Любопытным нововведением является то, что если в заключенном автором лицензионном договоре о воспроизведении произведения авторское вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в нем должно быть установлено максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения. Данная норма направлена на защиту интересов авторов и предоставление им возможности контроля за объемом использования произведения.

Однако самым значимым является нововведение в отношенит открытых лицензий. Под открытой лицензией понимается лицензионный договор, по которому автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляют лицензиату простую (неисключительную) лицензию на использование объекта авторского права или смежных прав, который заключается в упрощенном порядке.

Открытая лицензия является договором присоединения. Это означает, что условия такого договора определены одной из сторон (в данном случае – лицензиаром) в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Все условия такого договора должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат имел возможность ознакомиться с ними перед началом использования соответствующего объекта авторского права или смежных прав. То есть речь идет, в первую очередь, про разнообразные условия использования (terms of use), которые часто можно встретить на сайтах правообладателей, к примеру, в фотобанках или на иных стоковых площадках.

Начало использования объекта авторского права или смежных прав является акцептом условий открытой лицензии. То есть как только объект был получен пользователем (лицензиатом), он считается заключившим соответствующий договор. В открытой лицензии может содержаться указание на иные действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий (к примеру, проведение оплаты за лицензию, скачивание объекта с сайта, регистрация на сайте и т. п.). Лицензионный договор в таком случае будет считаться заключенным с момента совершения лицензиатом указанных в нем действий.

Крайне важно, что открытая лицензия по умолчанию является безвозмездной, если ее условиями не предусмотрено иное. Однако в настоящее время данная норма не до конца согласована с положениями Гражданского кодекса, согласно которому заключение безвозмездного лицензионного договора в отношениях между коммерческими организациями не допускается, если иное не установлено законодательными актами.

Представляется, что открытую лицензию, тем не менее, можно отнести как раз к иному, установленному законодательными актами, так как открытая лицензия является безвозмездной по умолчанию, вне зависимости от того, какие именно субъекты выступают сторонами по такому договору, причем и на стороне лицензиара, и на стороне лицензиата. Вероятно, к моменту вступления данных изменений в Закон об авторском праве в силу будут приняты и изменения в сам Гражданский кодекс, которые гармонизируют законодательство в этой части.

Закон также устанавливает специальные презумпции в отношении срока действия открытой лицензии и возможной территории использования произведения (объекта смежных прав). Если срок действия открытой лицензии не был определен, то:

а) в отношении компьютерных программ и баз данных лицензия считается предоставленной на весь срок действия исключительного права;

б) в отношении других видов произведений и объектов смежных прав – на пять лет. Если в открытой лицензии не указана территория, на которой допускается использование объекта авторского права (смежных прав), такое использование допускается на территории любой страны.

В сущности, открытые лицензии легализуют для белорусских компаний и частных креаторов возможность использовать такой хорошо известный инструмент, как лицензии Creative Commons(лицензии Творческих Общин), на условиях которых часто предоставляется право на использование объектов авторского права и смежных прав в международной практике. Лицензии Creative Commons – это группа унифицированных текстов, описывающих условия использования произведений, к которым они прилагаются. Они содержат краткое описание, излагающее существенные условия соответствующей лицензии доступным для неюристов языком, а также подробный юридический текст, соответствующий законодательству об авторском праве. Ознакомиться с их содержанием можно на сайте некоммерческой организации Creative Commons.

Убеждены, что такое развитие законодательства будет способствовать и развитию творчества и даст возможность креаторам делиться его результатами на удобных и понятных для всех условиях.

Оставайтесь с нами и узнавайте больше об интересных кейсах в сфере регулирования fashion-бизнеса в Беларуси и мире!

 


Надежда Хаданович

адвокат, руководитель направления
интеллектуальной собственности
и информационных технологий

Совсем недавно (в июле) были приняты изменения и дополнения в
Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Изменения в
данный Закон обсуждались достаточно давно, однако ни разу не
вносились с момента его принятия в 2011 году.
Мы совместно с адвокатами АБ «Степановский,
Папакуль и партнеры», одной из крупнейших
юридических команд в Беларуси с уникальным
опытом работы в сфере права интеллектуальной
собственности и защиты конкуренции, решили
разобраться, как эти изменения в законодательстве повлияют
на индустрию моды и работу креаторов в ней


 

Текст: Надежда Хаданович. Фото: архив Fashion Collection, pexels.com
Fashion Collection Беларусь, сентябрь 2019, № 09 (72)

Смотрите также