Заимствования в дизайне

Louis Vuitton, Джефф Кунс

В  мире моды не так редки случаи, когда в оригинальном дизайне есть отдельные заимствованные элементы. Например, оригинальные свитшоты или футболки могут содержать цитаты из книг или фильмов, воспроизводить кадры или сцены из кино, содержать изображение известной картины, здания или скульптуры. Такая коллаборация — достаточно частый прием в мире моды. К ней прибегают как в сегменте fast, так и в сегменте high fashion


Так, Zara выпустили футболки с принтом, который воспроизводит постер к фильму Дэвида Линча «Малхолланд Драйв».

Другой пример – сотрудничество между Домом Louis Vuitton и художником Джеффом Кунсом, результатом которого стала коллекция Masters. Кунс выбрал пять классических полотен, а именно: «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Пшеничное поле с кипарисами» Винсента Ван Гога, «Охоту на тигров и львов» Питера Пауля Рубенса, «Марса, Венеру и Амура» Тициана и «Девушку, играющую с собачкой» Жана-Оноре Фрагонара. Все названные картины были перенесены художником на классические сумки, кошельки, чехлы для ноутбуков и платки Louis Vuitton.


Надежда-Хаданович-адвокатское-бюро

 

Разбираемся в юридических вопросах вместе с Надеждой Хаданович
(адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»)

 


Рассмотрим данные примеры с точки зрения права. В первой ситуации постер к фильму следует рассматривать как объект авторского права, который представляет собой кадр из кинокартины в виде изображения. Охрана авторским правом означает необходимость заключения лицензионного договора с владельцем прав на изображение (в данном случае речь может идти, например, о кинокомпании — владельце прав на кинофильм).

Обычно в таких ситуациях использования охраняемых произведений поступают следующим образом: на вшивных ярлыках готового изделия указывается на тот факт, что изображение использовано по лицензии. Это может быть сделано с помощью знака копирайта (латинская буква С в окружности с указанием наименования правообладателя и первого года опубликования произведения).

Louis Vuitton Masters (в коллаборации с Джеффом Кунсом)

jeffkoonslouisvuitton

Если изображение охраняется как товарный знак, то может указываться специальная предупредительная маркировка, оповещающая о статусе обозначения. Такая предупредительная маркировка представляет собой либо латинскую букву R или R в окружности, либо словесные обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» (на английском языке могут использоваться обозначения «TM» или «registered TM» соответственно).

Достаточно часто свои изображения как товарные знаки регистрирует компания Walt Disney. К примеру, всем известное изображение Микки Мауса является зарегистрированным товарным знаком. Также зарегистрированы изображения Винни Пуха, Леди и Бродяги и других персонажей из классических диснеевских мультфильмов. Причем эти регистрации действуют еще с 50-60-х годов прошлого века. Отметим, однако, что действие приведенных выше регистраций на Беларусь не распространяется.

Таким образом, при создании дизайна с заимствованием произведений из классического творчества или поп-культуры следует учитывать, что данные объекты, как правило, охраняются авторским правом. Но здесь есть один важный нюанс: срок охраны авторским правом ограничен законодательством и обычно не превышает срок жизни плюс 50-70 лет после смерти автора произведения. Данный срок может варьироваться от страны к стране: в Беларуси, к примеру, он составляет 50 лет после смерти автора. В ситуации, когда произведение было создано несколькими лицами в соавторстве, срок охраны считается истекшим через определенное законодательством количество лет после смерти последнего из авторов.

Беларусь с 1970 года является государством-членом Всемирной организации интеллектуальной собственности. Наше государство присоединилось к целому ряду соглашений в сфере интеллектуальной собственности и, в частности, авторского права. Как следствие, произведения, созданные за рубежом, имеют правовую охрану и в Беларуси. Однако, как видно из приведенных выше примеров, не всегда применим только инструмент охраны авторским правом. Изображения могут быть дополнительно зарегистрированы как товарные знаки, и срок их регистрации в таком качестве, как и срок их охраны, может продлеваться фактически бесконечно. Поэтому в ситуации создания дизайна с заимствованием какого-либо произведения желательно предварительно удостовериться, охраняется ли оно на данный момент, а также не было ли искомое изображение зарегистрировано как товарный знак в Беларуси.  jeffkoonslouisvuitton

Второй пример с использованием изображений картин в дизайне аксессуаров (сумки Louis Vuitton) является более нетривиальным с правовой точки зрения. На первый взгляд, использование классических произведений может осуществляться свободно любым заинтересованным в этом лицом, так как очевидно, что срок охраны авторским правом на данные произведения давно истек. Например, с момента смерти Леонардо да Винчи прошло уже почти 500 лет, что в 10 раз превышает срок охраны авторского права, установленный белорусским правом.

Означает ли это, что в Louis Vuitton при создании коллекции «Masters» могли свободно использовать произведения великих художников? Как ни странно, правильный ответ на этот вопрос — «нет». Помимо законодательства об авторском праве, практически везде в мире также действует законодательство о музейной деятельности. Одним из источников дохода музеев является создание коллекций изображений музейных предметов в высоком качестве. Для целей коммерческого использования таких изображений необходимо предварительно запросить разрешение администрации музея на использование или приобрести это изображение для коммерческого использования. К примеру, «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи принадлежит Лувру, соответственно, для целей коммерческого использования данной картины, в том числе в качестве принта на аксессуарах, необходимо запросить разрешение у администрации Лувра.

Заметим, что подобное регулирование действует и в Беларуси. Согласно п. 11 ст. 182 Кодекса Республики Беларусь о культуре изготовление изобразительной, печатной, сувенирной и иной тиражируемой продукции и изготовление товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов, а также публикация изображений музейных предметов осуществляются только с разрешения музеев.

Соответственно, если белорусский дизайнер решит создать коллекцию одежды или аксессуаров с изображениями картин, включенных в музейных фонд национального художественного музея РБ, то сначала ему стоит запросить разрешение на использование изображений у администрации названного музея — во избежание потенциального спора о допустимости подобного использования.


Мы открыли цикл материалов, речь в которых пойдет о правовой стратегии охраны и защиты бренда, вопросах авторского права в рынках high и fast fashion. Поговорим о том, что дает (и дает ли что-то) защита дизайна как объекта авторского права, а также обсудим много других интересных, но в то же время сложных правовых вопросов вместе с адвокатами АБ «Степановский, Папакуль и партнеры» — одной из крупнейших юридических команд в Беларуси с уникальным опытом работы в сфере права интеллектуальной собственности и защиты конкуренции.

Напишите нам о том, что вам хотелось бы узнать из мира права и моды в следующем номере журнала Fashion Collection, и мы подготовим материал по итогам вашей обратной связи: info@fcollection.by.


Текст: Надежда Хаданович.
Фото: Коллекция Louis Vuitton Masters в коллаборации с Джеффом Кунсом (www.louisvuitton.com).

Смотрите также