Странное ЭТО | Мнение | Алёна Попова

rei-kawakubo- vogue

В кои-то веки текст пишу по просьбе читателей. Да. Меня стали просить раскрывать некоторые темы, а точнее упомянутое словно бы вскользь, поданное ради примера или просто эффектно вброшенное слово иль целое словосочетание, которые даже мудрейший гугл осиливает, продравшись сквозь дебри гиперссылок


И вот одним из таких сложных во всех смыслах стал Comme des Garçons и его [бренда] бессменный творец Реи Кавакубо. В русскоязычном модном дискурсе что бренд, что имя дизайнера частенько упоминаются. Но не для описания или представления, а для того, чтобы в контексте собственного высказывания глазам читателя (ушам собеседника) явить нечто из области непознаваемого, неземного, но невероятно сильного и масштабного. Иными словами, проявить эрудицию… Чаще.

Последний год упоминать стали настойчивее. Информационным поводом послужила масштабная ретроспективная выставкав нью-йоркском музее Метрополитен «Rei Kawakubo/Comme des Garçons: Art of the In-Between». Перевод на русский язык второй части названия экспозиции не получился. Ни у кого. Даже у тех, у кого он обязан получиться. Но об этом позже.


Алена Попова

 

Алёна Попова
Колумнист Fashion Collection

 


Реи Кавакубо — 75 лет, родилась в Японии, закончила университет Кейо, где изучала восточную и западную эстетику, дизайнер, в 1969 году основала бренд Comme des Garçons (франц. «Как мальчики»). В 1981 году переезжает в Париж. Делает свой первый показ в Европе. Модная общественность Старого Света очарована увиденным. Она, правда, еще не знает, что ЭТО и зачем… Но дело сделано. Начало 1980-х, в принципе, эпохально для еще двух грандиозных японцев — Исси Мияке и Йоджи Ямамото. Об этих двух в следующих материалах.

Photo © Team Peter Stigter

Кавакубо считают одним из самых влиятельных дизайнеров современной моды. Ее объемные, монохромные (чернильно-черные), архитектурные силуэты — предмет вожделения всех true fashionista мира. Каждая новая коллекция, каждый образ — то самое новое, чего так не хватает традиционным модникам, мечущимся между инстаграмом и собственным звериным желанием выделиться из тысяч других инстаграмов. Но…

Кавакубо не дает интервью. И даже то, что можно найти, — это работа ее пиар-службы, которую строго контролирует Эдриан Йоффе, муж и бизнес-партнер дизайнера. Верю, среди моих читателей есть те, кто хорошо знают английский язык. Найдите, интервью «The rules are in my head» Реи в журнале System (есть в открытом доступе на сайте журнала). Почитайте, получите удовольствие. И отметите для себя, что вместо Реи, притом, что она сидит напротив интервьюера, в основном говорит ее муж. Ну, хорошо… Он ее переводит и объясняет, что она имела в виду. Реи тоже периодически произносит нечто вроде: «Нет… Не знаю…Это не то… Мне неинтересно…». Вот что она (слава Богу!) сказала сама о черном цвете, который все считают ее любимым: «Это не мой любимый цвет. Дело вообще не в том, люблю я его или нет, но я просто чувствую, что черный — это самый сильный цвет». Или вот еще: «У меня есть правило: ничего нового не может возникнуть из ситуации, когда вы вольны делать то, что хотите, или когда все легко и радужно, страдание — оно необходимо».

Любопытно, что у нее не было ни одного проходного показа. Ни одного! Каждая коллекция названа. Например, SS 2014 «Not Making Clothes», FW 2012-2013 «2 Dimensions» (здесь с переводом попроще, верно?), SS 2004 «Abstract Excellence» (опять головоломка). А сколько больших художников, композиторов, фотографов с ней работали за это время… Глыбы современного искусства. Гении музыки. Лучшие мастерские Франции, Японии…

И вот теперь эта выставка в Метрополитен, которая уже считается одной из лучших и самых успешных в истории музея.

Rei KawakuboComme des Garçons Art of the In-Between  Rei KawakuboComme des Garçons Art of the In-Between

Rei KawakuboComme des Garçons Art of the In-Between
Photo: vogue.com

Так в чем же секрет? Как такое вообще возможно, что в современном мире моды, где понятны правила успеха, где авангардный люкс никогда не зарабатывал сотни миллионов, где все шито чугунными нитками агрессивного маркетинга, бренд со странным названием «Как мальчики» построил свою собственную империю страсти? Давайте вернемся ко второй части названия выставки: «Rei Kawakubo/Comme des Garçons: Art of the In-Between». В русскоязычном пространстве на просторах уважаемых глянцев, писавших об этом событии, гуляет довольно странное словосочетание «…искусство между ними». Что имеется в виду? Искусство между кем или между чем? Между кем потерялся переводчик? Полезно вспомнить о том, что Реи Кавакубо родилась в Японии. Важно знать, что она из того самого поколения японцев, в котором очень глубокая эстетическая традиция неотделима от сильной религиозно-философской доктрины. И вот именно здесь царствует этот самый in-between. Это промежуточное состояние. Этот интервал «между» вневременной природой явлений…Интервал, в который попадает ошарашенный этим открытием зритель. Интервал, в котором живет и творит грандиозная Реи Кавакубо. Интервал, в котором узнавшие в нем себя обладатели объектов от Comme des Garçons вдруг зависают в ощущениях и переживании… И ни за что не хотят расставаться с этим чувством…

Одним словом, странно все ЭТО для нас: интервалы, состояния, страдание…Только инстаграм портить.

Текст: Алёна Попова

Fashion Collection Беларусь, июль-август 2017, № 7 (50)

Смотрите также