Шведские ценности

Шведские ценности

Срочно в номер! 28 сентября в Минск приходит первый магазин шведской сети H&M Group – H&M. Шеф-редактор Fashion Collection побывала на родине масс-маркета в Стокгольме, узнала, чем живут и дышат работники компании и чего ожидать от открытия в Беларуси


 


Самое долгожданное открытие осени

В городе М. только и разговоров что о приходе к нам одного из крупнейших ритейлеров. Слухи об открытии витали в воздухе последние пару лет, но выкристаллизовались в новость только в этом году. Пожалуй, самый популярный вопрос среди журналистов во время нашего пресс-тура звучал так: «Почему так долго?» Магазины сети упрямо маневрировали вокруг точки на карте и открывались у наших соседей. Ездить в Вильнюс на выходных закупаться провизией и одеждой в шведском масс-маркете стало для минчан таким же очевидным видом досуга, как поход в кино.

Скоро двери в мир стильного и осознанного шопинга откроются в самом центре Минска, в ТРЦ Galleria Minsk. Рынок станет 73-м в копилке H&M Group. Стефан Зандер, менеджер проектов в HR-отделе, признался, что разговоры в компании о приходе на белорусский рынок велись еще три года назад, но благоприятных условий для открытия не было, и чуть ли не самое главное – не было подходящей локации.

У истоков

Мог ли знать Эрлинг Перссон, открывая свой первый магазин недорогой женской одежды, что маленький бизнес вырастет в глобальную сеть из 4991 магазина по всему миру? Путешествуя по Америке, коммерсант заметил, как популярны среди женщин магазины одежды по доступным ценам. Переняв зарубежный опыт в эру Dior и new look, когда мода была не для всех, он открывает магазин с лаконичным названием Hennes (со швед. – «для нее») в городе Вестерос. Буква «М» появилась в названии десятилетиями позже, в 1968 году, когда Перссон выкупил магазин товаров для охоты и рыбалки Mauritz Widforss в центре Стокгольма, расширился и стал продавать в том числе и мужскую, и детскую одежду. Так родилась знаменитая аббревиатура H&M, и «М» в данном случае не «для него», а имя человека, Mauritz, красовавшееся до этого на вывеске старого магазина снастей и охотничьей одежды.

Хокан Андерссон (Håcan Andersson), специалист по связям с прессой H&M, все эти дни был нашим гидом по святая святых, офису компании, и по интересным местам Стокгольма

Коллаборации и инновации

На мой взгляд, H&M Group на сегодня – самый прогрессивный масс-маркет. Судите сами, в модной и бьюти-индустрии только ленивый не выпустил какую-нибудь коллаборацию с селебрити, блогером или другим брендом. H&M ступили на этот путь первыми, когда предложили поработать над совместной коллекцией Карлу Лагерфельду. Ему идея понравилась, тем более кутюрье давно заметил, что современные модницы начинают миксовать люксовые вещи с масс-маркетом, и считал, что за этим будущее. Однако прежде всего Лагерфельд спросил: «Буду ли я первым приглашенным дизайнером?» Услышав утвердительный ответ, он без раздумий согласился. So Karl! Коллекция вышла в 2004 году и имела ошеломительный успех, за которой последовала череда громких коллабораций с другими дизайнерами и знаменитостями.

White room — комната, где работники H&M проводят время в тишине, вдохновляются большими архивами журналов, книг для создания новых коллекций

Что еще важнее, H&M задумались о проблемах экологии и таком понятии, как sustainable fashion (c англ. «устойчивая мода»), еще до того, как это стало мейнстримом. То, что для других брендов сегодня «обязаловка» (повальный отказ от животных материалов, экологичные ткани, уменьшение отходов производства и т. д.), необходимые меры для того, чтобы остаться в индустрии и не быть заклеванными социумом, для шведской компании стало ключевой стратегической целью развития. Безусловно, магазин остается магазином, и смысл такого бизнеса заключается в получении максимальной прибыли, но… это первый в своем роде масс-маркет, который захотел нести ответственность за потребление ресурсов, затрачиваемых на производстве, и делать все, чтобы окружающей среде не наносился непоправимый вред, и даже больше. Никто еще об этом не говорил, а в H&M коллекции из экологичной серии Conscious появились еще в 90-е гг. Проблема заключалась только в том, что они не выглядели как с обложки журнала, соответственно, покупателей сложно было зацепить. К тому же сознание потребителя еще не было готово к принятию устойчивой моды. Чего не скажешь о наших днях: платья H&M Conscious надевают даже на красные ковровые дорожки! В кампании осенне-зимней коллекции H&M Fall 2019 Conscious Collection, приуроченной к открытию магазина в Минске, снялась белорусская модель Женя Катова.

Сесилия Бренстен (Cecilia Brännsten), менеджер в отделе устойчивого развития, рассказала нам о политике бренда и его  планах в направлении устойчивого развития

Шведские магазины сети H&M можно назвать эталонными с точки зрения sustainability: в них есть специальные корнеры Take Care, которые предлагают сервис по кастомизации одежды, услуги ателье, возможность продлить жизнь любимой вещи, перешить ее или обновить декор (вещь может быть абсолютного любого бренда). В дополнение к этому сервису работает сайт, рассказывающий и показывающий классные hand made идеи для вашего гардероба. Еще одна инициатива – Garment Collecting – предлагает не выбрасывать ненужную старую одежду и домашний текстиль, а приносить в H&M, откуда все транспортируется в Германию, где на дружественном предприятии I:CO сортируется и распределяется в зависимости от состояния и внешнего вида вещи либо в руки к новым хозяевам, либо на переработку или изоляционные материалы, либо – в самом крайнем случае – на утилизацию для получения энергии. За доброе дело вы получите 15-процентный скидочный купон на последующие покупки в H&M. Важное дополнение – скидка распространяется только на одну вещь, поэтому если у вас в чеке их несколько, то она подействует на самую дорогую из них. С помощью Garment Collecting в прошлом году было собрано 20 тысяч тонн ненужной одежды, что эквивалентно 103 миллионам футболок. Только вдумайтесь в эти цифры! В Беларуси программа по сбору одежды так же будет доступна.

Комната с винтажной одеждой. Ещё один источник для инспирации дизайнеров. Там хранится знаковая одежда, найденная на барахолках по всему миру

Еще немного цифр. В планах у компании к 2025 году полностью перейти на биоразлагаемую или поддающуюся переработке упаковку. К 2030 – достичь производства одежды только из переработанных или других экологичных материалов. Самая глобальная цель – стать климатически позитивным производством к 2040 году (применять на 100 % возобновляемые ресурсы, не просто минимизировать вред окружающей среде, но и делать что-то полезное для нее; использовать как можно меньше энергии при производстве и если использовать, то максимально эффективно; перейти от топливной энергии к природной и т. д.).

Питер Классел (Peter Klusell), дизайнер мужской одежды, рассказал нам о том, как создаются коллекции H&M

Говоря об инновациях, которые применяются в компании, нельзя не упомянуть Global Change Award, ежегодный конкурс, инициированный H&M, который проводится для того, чтобы найти новые способы производства или переработки. Победитель получает грант на миллион евро. Многие инновации, которые сегодня внедряются в производство (не только H&M Group, но и других ритейлеров), пришли оттуда. Например, ткань из апельсиновой корки. Как тебе такое, Илон Маск? Как раз на днях был объявлен старт нового конкурса. Если вы знаете, как спасти планету, возможно, самый простой способ заявить об этом – отправить заявку на участие в Global Change Award.

С портным Рейном Тэппером (Reine Tapper) шеф-редактор Fashion Collection обменялась комплиментами по поводу футболок

 

У H&M есть своя библиотека цветов, в которой находится несколько тысяч оттенков. Когда дизайнеры не находят нужного цвета, они создают его сами

Каким же будет H&M в Беларуси?

Нам обещают такие же ассортимент и ценовую политику, как и во всей сети ритейлера. Одежда для женщин, мужчин и детей. Товаров для дома H&M Home в Беларуси пока не будет. Бренд глобальный, поэтому за исключением каких-то локальных лимитированных коллекций в Минске будет представлена полная линейка: Fall Fashion, Holiday, Spring Fashion, Summer, плюс H&M Conscious Exclusive, лимитированные серии, коллаборации и подиумные H&M Studio. Кстати, о последних. В прошлом году увидел свет коллаб H&M x Moschino, а в этом году над совместной коллекцией потрудился Джамбаттиста Валли, итальянский дизайнер, известный своими романтичными платьями из фатина. Несколько образов из коллаборации уже выгуливали в свет не последние барышни Инстаграма. Дебютный выход в платье из коллекции остался за Кендалл Дженнер, надевшей наряд на благотворительный вечер amfAR в Каннах. Коллаборация традиционно появится на витринах H&M по всему миру в ноябре, и Минск не станет исключением. Порадуют столичных модниц и премиальные коллекции H&M Studio. 5 сентября, как раз во время нашего путешествия в Стокгольм, была представлена новая коллекция Studio осень-зима 2019/2020. Из-за того что она вышла в продажу по всему миру на месяц раньше открытия H&M в Беларуси, в Минске коллекции, к сожалению, не будет. Зато весне-лету быть! Открытия дождались, а до марта там уже рукой подать.

У H&M есть собственная студия, где снимаются все лукбуки бренда для онлайна

Не пропустите самое громкое открытие этой осени! Первые три посетителя магазина получат подарочные сертификаты на суммы 300, 250 и 200 белорусских рублей. А первые 1000 человек в очереди – подарочные сертификаты на 30 белорусских рублей, а также небольшие подарки и сувениры от H&M. Встречаемся 28 сентября в 12:00 в ТРЦ Galleria Minsk.

 

_______________________

Текст:Анастасия Карасёва. Фото: предоставлены H&M

Смотрите также