Предмет обсуждения: критика в белорусской моде

На тему рецензий, критики и «кто-что-сказал» разгораются жаркие дискуссии (особенно по прошествии Belarus Fashion Week), которые, к сожалению, не выходят за пределы фэйсбука.

Мы решили послушать мнения нескольких сторон и узнать ответы на такие острые вопросы, как «Есть ли в белорусской моде критика?», «Кто имеет право критиковать и писать рецензии?», «Влияют ли дружеские отношения на содержание и посыл рецензий?» и др.

Мы считаем, что это действительно важная тема, из-за недомолвок в которой происходит недопонимание между дизайнерами и журналистами, а обиды накапливаются. Поэтом верим, что этот материал поможет прояснить некоторые спорные моменты в нашей модной среде, которую мы благоустраиваем общими силами.

Юлия Гилевич

Дизайнер

✓ Самый большой критик для меня – это мой внутренний голос. Мне важно мнение многих людей, но не в той степени, которая может на что-то повлиять.

✓ Думаю, мои личные отношения с людьми не влияют на их отзывы. «Дружеских» рецензий не было ни разу. И нужно понять, что, если в рецензии написано «не понравилось», то это не означает «плохо».

✓ Необоснованная критика для меня параметр относительный. Иногда не совсем понятно, в чем суть критики. Полагаю, что критику нельзя разделять на обоснованную или не обоснованную. Всегда нужно понимать, что это частное мнение, определенный угол зрения. Возможно, образ из коллекции критик примеряет на себя, сравнивает с тенденциями, аккумулирует в голове все знания и выстраивает ассоциативные ряды…

✓ Обоснованная критика может быть у байера, который покупал ваши коллекции огромными партиями 10 сезонов подряд и вдруг не сделал заказ.

А если серьезно, то как может повлиять мнение девушки в платье из синтетического гипюра с венком на голове на мою работу? (никого не хочу обидеть) Сегодня 2016 год!

Всегда будет интересна критика человека, стиль которого мне нравится, человека, который своим образом, своей одеждой показывает свое отношение к моде.

✓ Я не считаю, что наши молодые fashion-журналисты кого-то пытаются судить. Они высказывают свое мнение. Нужно понимать, что когда о коллекции хотя бы что-то пишут и говорят, значит она в принципе вызывает интерес. Дальше, наверное, каждый дизайнер дает себе отчет в том, соответствует ли критика реальному положению вещей.

✓ Самое глупое утверждение –«умеешь критиковать – умей делать». Придя в ресторан, съев специфическое блюдо и сказав, что блюдо мне не понравилось (допустим, из-за чрезмерной остроты), нужно ожидать, что выйдет повар и будеь учить меня готовить.

✓ Я думаю, что далеко не критика является фильтром для модной индустрии. Основное — это восприятие моды общей массой людей, ищущих свой стиль (обозначим их так). И критикам лучше делать обширные обзоры и обсуждения персон, занимающих в моде какие-либо места, потому что они неотъемлемая часть модной индустрии.

И если действительно (по словам модных критиков) достойных дизайнеров в Беларуси максимум 5, то давайте говорить о персонах в моде, говорить аргументировано и серьезно, и при составлении списка десяти, стиль которых сложно критиковать, возникнут затруднения.

Ксения Романова

Дизайнер

✓ Каждый имеет право голоса и может высказываться там, где считает нужным и должным.

✓ Я приветствую разнообразные форматы рецензий. Мне очень нравятся видео от Show Studio, где профи в живую обсуждают последние коллекции.

✓Как мне кажется, в Беларуси вполне независимая критика

✓ На лояльность покупателей, безусловно, влияют публикации. Но первое – это продукт. И если он нравится клиенту, тот его купит, независимо от того, кто и что про него написал. Но все же хочется, чтобы за критикой стояли люди компетентные, профессионалы, тогда и дизайнерам не будет обидно, а критика будет впрок.

Ольга Кардаш

Дизайнер

✓ Журналисты, работающие в сфере моды — это не просто те, кто может написать хороший текст, но и те, кто знает историю моды и следит за современным миром. Чтобы написать рецензию, нужно сделать глубокий анализ увиденного на показе и, отбросив личные предпочтения, его делать.

✓ Критика всегда нужна. Она как вызов работать лучше.

✓Дружеские рецензии — это непрофессионально.

Ольга Жадеева

Главный редактор pret-a-portal.by и преподаватель fashion-журналистики

✓ Модная журналистика за рубежом — отдельная самодостаточная специальность, которой обучают в учебных заведениях на протяжении нескольких лет. Такая специальность появляется в России, у нас же специалистов с дипломом «модный критик» или «модный журналист» пока нет, им просто не откуда взяться. (Зато есть, с моей подачи, спецкурс по фэшн-журналистике в Институте журналистики БГУ). Есть второй путь – самообразование, желание и практика.

✓ Рецензия – сложный жанр, несмотря на кажущуюся легкость — пресс-релиз переработал, пару штампов и вывод от себя, — но нет! Чтобы браться за него: а) у журналиста должна быть «набита рука», а для этого нужно много и часто писать, натужность в ходе мыслей всегда чувствуется; Б) он должен владеть терминологией, а не оперировать словами из повседневного обихода; В) у автора должен быть определенный бэкграунд – знания по истории моды, стилистике, и «насмотренный» глаз — для этого нужно годами отслеживать, что происходит на мировых подиумах, а не только листать на досуге Vogue.

✓ В идеале рецензия – это когда легко и вкусно написано о сложном, когда слова не дублируют визуальный ряд (в коллекции были красные платья и зеленые юбки – бррр!), когда проведена серьезная аналитическая работа, но при этом эфир не засорен лишними тяжеловесными конструкциями.

✓ Был период, когда считалось, что мода – это легковесная сфера, и писать может каждый журналист или блогер в формате «что вижу, то пишу». К счастью, ситуация меняется и сейчас тематические издания стараются привлекать подготовленных авторов. Да, есть откровенно слабые авторы, которые, тем не менее, курсируют из издания в издание, но есть и хорошие журналисты, грамотно пишущие о моде. Огульно обвинять печатные издания и онлайн-медиа в отсутствии компетентности, как минимум, неверно.

✓ Есть коллекции, которые хочется буквально разобрать по косточкам, это касается сильных авторов с интересной концепцией. В таком случае важно проанализировать и форму подачи, и содержание, и сравнить с предыдущими коллекциями бренда, часто для общего гештальта имеют значение и выбор музыки, и площадки. Есть «проходные» коллекции, и отчетность будет соответствующая.

✓ Я часто слышу, что дизайнеры отказываются от участия в неделе моды из-за журналистов. Но я общаюсь с дизайнерами, они отказываются по причине финансовых затруднений или потому, что не видят практического смысла – байеров нет, а клиентам можно и лукбук показать. Причин может быть миллион, и журналисты тут не при чем! Ну перестанем мы писать, ок, или будем публиковать готовые релизы и фото, а какой тогда смысл, если фидбэка нет? Альбер Эльбаз, по легенде, спать не ложится, пока не прочтет рецензию от Сьюзи Менкес. И не для того, чтобы начать против нее войну, в случае, если не все медом полито, а чтобы учесть недоработки на следующий раз.

✓ Субъективности избежать сложно не только из-за личных взаимоотношений, у всех разные вкусы, и я не раз сталкивалась с тем, что одна и та же коллекция вызывает диаметрально противоположные мнения даже у тех, кто хорошо разбирается в моде. Конечно, человека, с которым связывают дружеские отношения, не захочется обижать, но я за честность. Слабые места, если они есть, можно покритиковать деликатно. Я за дипломатический подход, грубые выпады – не почерк нашего издания. Как и неприкрытая лесть.

Алена Попова

Специалист fashion-PR в сегменте класса люкс

Пишу, испытывая волнение.

Обычно виртуальная словесная гимнастика на тему бизнеса моды в Беларуси (как, впрочем, на всем постсоветском пространстве) заканчивается нытьем, порицанием и недопониманием.

Мне это не близко. Это все упражнения вокруг пустоты. Вот я, например, за многие годы уже достаточно «навыступалась». Тонны интервью, собственных статей, обзоров. Да, их цитируют. В разных контекстах и с разной целью. Редко ссылаются (Ничего страшного 🙂

Если мы говорим, например, о критике (чего бы то ни было), то критика — это родная сестра аналитики. Критика — это не мнение. По крайней мере, я так научена. А своих учителей я боготворю. Если мы говорим о критике авторского сегмента моды — а именно он развивается в Беларуси, именно его «разговаривают» — то, вероятно, нужно вначале его описать, осознать, грамотно всесторонне проанализировать, а потом выстраивать критическую парадигму.

И еще. Я буду всегда защищать дизайнера. Всегда. История моды не знает ни одного примера, ушедшего из жизни по своей воле журналиста или стилиста, умершего в тоске байера или главного редактора глянцевого издания. Зато примеров загубленных, затравленных дизайнеров и художников — не счесть. Потому что дизайнеры, у них кожи нет. Они мир чувствуют и видят по-другому. Их единственный критик — они сами.

Смотрите также