Миссия Мияке | Мнение | Алёна Попова

Иссеи Мияке

«Работать и быть полезным людям» — так он сформулировал ее сам, свою миссию . Его до сих пор вдохновляют люди, природа и технологии. Иссеи Мияке (Issey Miyake) в следующем, 2018 году, исполнится 80 лет. Он — один из самых цитируемых дизайнеров современности. Еще и потому, что сфера его профессиональных интересов давно вышла за пределы модной индустрии


Алена Попова

 

Алёна Попова
Колумнист Fashion Collection

 


Он родился в 1938 году в Хиросиме. Отучившись в университете искусств Тама, в котором изучал графический дизайн, в 1964-м отправился в Париж, где вначале поработал на Guy Laroche, а затем на Hubert de Givenchy. Этот опыт сильно повлиял на отношения Мияке с кроем и структурой. Перед тем, как в 1970-м вернуться обратно в Токио и основать свою собственную Miyake Design Studio, он отправился в Нью-Йорк, где поработал на Geoffrey Beene и научился очень точно работать с формой, с ее непредсказуемой пластикой.

И когда в 1973-м, почти на 10 лет раньше Реи Кавакубо (Comme des Garçons) и Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto), он показал коллекцию в Европе, стало очевидно, что в моде появился новый мастер со своим собственным абсолютно новым видением и пониманием одежды. Но в случае с Мияке европейский модник не получил обухом по глазам и не впал в эмоциональную воронку. Скорее наоборот. Те, кто писали о той самой первой коллекции, отмечали традиционный для японцев свободный рубашечный крой, текстурные материалы и универсальный размер всех элементов одежды. Ничего уж такого будоражащего или экстравагантного. А все потому, что Мияке изначально хотел создавать практичную и понятную всем одежду для каждого дня.

Последовательное желание универсальности и, в определенном смысле, глобальности, привело к тому, что для одного из показов в 1976 году дизайнер отобрал только чернокожих моделей, а чуть позже пригласил к участию в дефиле и фотосъемке манекенщиц в возрасте от 80-ти лет… Да, это все было так давно. Но это все было уже тогда… (Так что, нынешнее появление на подиумах и в рекламе возрастных моделей, да и, в принципе, всяких разных моделей и не моделей — вполне нормальное явление, можно сказать, столь же цикличное, сколь и понятие модных трендов.)

Но вернемся на 30 лет назад. Имя Иссеи Мияке стали автоматически ассоциировать с экспериментом и технологиями. Именно тогда в истории бренда появляется гений Ирвин Пенн, создавший визуальную галерею фотографических шедевров, очень точно отображающих идеи дизайнера, его желания и устремления в будущее. Это, к слову, его личная философия: будущее, быть все время впереди, быть в завтра.
В 1997 Мияке перестал заниматься разработкой одежды для своего бренда. Этим занялся Наоки Такидзава (Naoki Takizawa). А мастер сосредоточился на проектах Pleats Please (со своим ассистентом Дай Фудзивара): те самые знаменитые на весь мир и невероятно крутые плиссированные одежды, которые к тому же можно стирать в стиральной машине и без опаски возить в чемодане, потому что их не нужно гладить. Проект 132 5: трехмерные вещи, в основу дизайна которых заложен принцип оригами. И, наконец, легендарный уже A-POC (A Piece Of Clothing). А-РОС: трикотажная нить заправляется в вязальную машину, которая в 3D-технологии создает трикотажную цельную тубу. Затем ее по очень хитрой линии разрезает робот, следуя компьютерной программе, и получается нечто, что «легким движением превращается» в пару носков или удобное платье. Впервые коллекцию А-РОС показали в Париже в октябре 1998-го. 23 модели появились на подиуме, следуя друг за другом, будучи соединенными одним куском материи. Технология принадлежит Miyake Design Studio и строго охраняется.

Иссеи Мияке
Фото: Иссеи Мияке

В империи бренда Issey Miyake сегодня есть одежда, ароматы, часы, линия текстиля НааТ. Бренд никогда не испытывал особенных финансовых трудностей, не расшатывал ничьи устои и правила. Его создатель не участвовал в масштабных скандалах и кулуарных склоках. Не одевал президентов и их жен. При этом его творения пользуются постоянным успехом… Странное словосочетание — «постоянный успех», правда? Так вот, его творения любят. И с удовольствием их носят, дарят, обсуждают. Они просты и понятны, универсальны и технологичны. Казалось бы, скучно и противоречиво самому феномену моды, которую без капризов и амбиций и представить-то невозможно. И ведь Мияке и все, что он делает, действительно лишены всей этой модной суеты, фейерверков и борьбы за звание лучших, стильных и прочих. Возможно, этот человек когда-то решил для себя что-то очень важное и сформулировал это важное в совсем уж простую, но мессиански глобальную формулу. И сделав это, устремил свое взгляд в будущее. В будущее Человека.

Текст: Алёна Попова

Fashion Collection Беларусь, ноябрь 2017, № 11 (54)

Смотрите также