Лица в рекламе

анджелина джоли

Зачастую реклама fashion-товаров и продукции предполагает наличие в кадре людей, которые прорекламируют товар должным образом. Многие знаменитости становятся лицами тех или иных брендов или отдельных коллекций


Особенно часто этим пользуются парфюмерные бренды. Например, лицом аромата — новинки 2017 года Mon Guerlain от французского парфюмерного Дома Guerlain является Анджелина Джоли. Наверняка вы могли видеть рекламу этого парфюма как минимум в минских магазинах парфюмерии и косметики, но вряд ли видели ее на билбордах и иных средствах наружной рекламы в городе.


Надежда-Хаданович-адвокатское-бюро

 

Разбираемся в юридических вопросах вместе с Надеждой Хаданович
(адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»)

 


Этому есть логичное объяснение, которое кроется в тонкостях законодательного регулирования рекламных сюжетов в наружной рекламе. Так, пункт 1 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе») устанавливает, что наружная реклама должна изготавливаться организациями Республики Беларусь и (или) гражданами Республики Беларусь, а рекламирование товаров должно осуществляться только с участием граждан Республики Беларусь. Как следствие, в наружной рекламе можно снимать только белорусских моделей, актрис или иных публичных (или не очень) личностей, в то время как иностранные граждане не могут присутствовать в наружной рекламе, размещаемой на белорусских улицах. Безусловно, данная мера продиктована интересами внутреннего рынка и его игроков и направлена на их защиту. С другой стороны, наличие такого законодательного ограничения мешает появлению многих рекламных сюжетов в наружной рекламе, так как очень часто глобальные рекламодатели разрабатывают единую рекламную концепцию и сюжеты для всех вовлеченных рынков. В рассматриваемой ситуации сюжет, как вариант, было бы необходимо урезать только до изображения флакона и указания слогана/бренда; причем слоган, не зарегистрированный как товарный знак в Беларуси, должен был бы быть переведен на русский (белорусский) язык.

Еще одно похожее ограничение, но применимое только в отношении белорусских товаров, содержится в пункте 1 статьи 10 Закона о рекламе, согласно которому размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь. Данная норма более подробно раскрывается в специальном Положении о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой территории, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе».

Так, реклама товара, производимого на территории Республики Беларусь, признается изготовленной только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь в следующих случаях:

1. совершения организациями Республики Беларусь и (или) гражданами Республики Беларусь действий по полному или частичному доведению рекламы до готовой для размещения (распространения) формы, за исключением действий, связанных с приведением рекламы в соответствие с требова ниями законодательства;

2. рекламирования товара, производимого на территории Республики Беларусь, только с участием граждан Республики Беларусь, если в рекламе используются образы людей, в том числе:

2.1. использования в рекламе панорамной съемки населенных пунктов, производственных объектов, торговых объектов, объектов обслуживания, концертных площадок или иных имущественных комплексов, расположенных на территории Республики Беларусь, в момент нахождения людей на территории таких населенных пунктов, объектов или комплексов;

2.2. использования в рекламе образов этнических белорусов или выходцев из Республики Беларусь.

То есть, продолжая пример с парфюмом, белорусский парфюмерный дом Dilis в своей рекламе может либо использовать образы белорусских граждан, либо заказывать производство рекламы у местного рекламного агентства (или доводить рекламу до готовой для размещения формы самостоятельно).

Упомянутым Положением устанавливаются, помимо прочего, требования к документам, подтверждающим рекламирование товара, производимого на территории Республики Беларусь, только с участием граждан Республики Беларусь. Такими документами являются следующие:

− договор о выполнении работы гражданином Республики Беларусь по рекламированию такого товара или об использовании изображения гражданина Республики Беларусь в такой рекламе и паспорт гражданина Республики Беларусь;

− договор об оказании услуги модельным агентством, осуществляющим деятельность на территории Республики Беларусь, по предоставлению модели (гражданина Республики Беларусь) для участия в рекламировании товара.

Но и при использовании образов белорусских граждан не все так просто. Еще одно требование, которое иногда упускается рекламодателями из виду, состоит в том, что, по общему правилу, в рекламе не допускается использование образов граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей (абз. 2 ст. 9 Закона «О рекламе»). Законом не установлены требования к форме такого согласия, однако очевидно, что если имеются документы, упомянутые выше, то наличие согласия подразумевается.

Но на практике они могут и отсутствовать, в особенности если рекламодатель решил не тратить средства и иные ресурсы на производство рекламы и взять подходящее ему изображение или фотографию из интернета или социальных сетей, руководствуясь расхожим заблуждением о том, что все, что есть в публичном доступе, никак законом не охраняется. Даже если не затрагивать аспект авторско-правовой защиты изображений, важно помнить, что если на фотографии, которую планируется использовать в рекламе, присутствует человек, то с этим человеком лучше связаться и уточнить, не будет ли он против того, что его образ используют в рекламе того или иного бренда (продукта).

Потому как если не обеспечить получение подобного согласия, то результатом использования изображения могут стать не только репутационные риски, но и административная ответственность в связи с размещением ненадлежащей рекламы (в виде штрафа на юридическое лицо в размере от 20 до 50 базовых величин) и даже возможность для лица, права которого были нарушены таким
размещением, обратиться в суд за компенсацией морального вреда в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Закона «О рекламе».

Отметим, что некоторая судебная практика по подобным делам уже имеется и суд, как правило, встает на защиту лиц, изображенных в рекламе, в ситуации если их согласие на подобное использование не было запрошено.

Текст: Надежда Хаданович. Фото: belleza.trendencias.com
Fashion Collection Беларусь, май 2018, № 05 (59)


Brands. Fashion. Business.www.bfbusiness.by


Смотрите также