Йог в большом городе

Йог в большом городе

Эдди Штерн – практикующий йог из Нью-Йорка, один из самых выдающихся учителей йоги, автор бестселлера «Одна простая вещь: новый взгляд на йогу как на науку, и ее трансформационное влияние на вашу жизнь» и приложения о резонансном дыхании The Breathing App


 

Среди его учеников много «звездных» имен – Гвинет Пэлтроу, Крис Мартин, Мадонна, Моби и другие. А в июне Эдди Штерн провел мастер-класс в Минске и прогулялся с Fashion Collection по солнечным улицам в одежде от белорусских дизайнеров.

Fashion Collection: Эдди, вы сегодня снимаетесь для нашего журнала в одежде от белорусских дизайнеров Historia Naturalis и Zen Wear. Пришлись ли вам по душе эти образы? Противоречит ли убеждениям йоги увлечение модой?

Эдди Штерн: Мне все очень нравится, особенно этот халат от Historia Naturalis. Я вообще люблю красивые вещи. В этом смысле я аномалия среди йогов: ходьбе босиком предпочту стильную и качественную пару обуви. Нет, моду я не люблю и не следую ей. Я, скорее, эстет. И не только в том, что касается одежды.

F.С.: Помните ли вы ваше первое занятие йогой и себя в тот момент? Что йога значит для вас сегодня?

Э.Ш.: Первый раз я занялся йогой в летнем лагере, мне было 15 лет. Как только увидел слово «йога» в расписании активаций, оно отозвалось во мне, как будто я уже был с этим знаком. В лагере мы занимались йогой каждый день в течение двух недель. Я совсем не помню поз, только свое состояние после шавасаны – глубокого расслабления. Будто бы я погружался в темную колыбель, отключался и попадал в состоянии невесомости. И мне оно нравилось, потому что в свои 15 я уже был потерянным: курил, пил и употреблял наркотики. Но, находясь в шавасане, чувствовал свободу от всего этого. После отдыха в лагере мне хотелось продолжить занятия, но я боялся заниматься самостоятельно: казалось, что не получится выйти из глубокого сна самому, без учителя. Когда мне исполнилось 18, я работал в магазине пластинок, где познакомился с коллегой, который практиковал йогу. Вернее, это были только медитация и чантинг («мантрамедитации» – прим. FC). Я присоединился к нему, стал изучать философию йоги без выполнения каких-либо асан. Поэтому, когда я пришел на свое первое групповое занятие, подумал: «Эти люди вообще не имеют никакого понятия о йоге!». Примерно так все и началось для меня. Сегодня я ощущаю йогу почти так же, как и тогда, в самый первый раз. Не могу сказать, что понимаю все правильно. Да, это практика асан. Да, это медитация… Но глубоко-глубоко внутри это остается для меня все тем же состоянием осознанности себя в моменте. Осознанности, которая есть в каждом из нас и с которой мы связываем свое существование. И эта осознанность не то, что мы пытаемся найти или достичь. Это состояние и есть само существование. Мы стараемся жить так, чтобы приблизиться к этому ощущению. Это и есть йога. А асаны, медитация и чантинг – методы достижения этого чувства.

«Йога – это процесс успокоения
волнений в пространстве
ума, которые возникают словно
волны на поверхности океана»

F.C.: Где вы изучали йогу уже осознанно? Кто стал вашим гуру?

Э.Ш.: На свое самое первое занятие по Кундалини-йоге я попал к Рави Сингху в Нью-Йорке. Примерно в это же время стал практиковать йогу еще в трех местах, пробуя разные стили – Дживамукти, Шивананда. Ни о какой Аштанга-йоге в Нью-Йорке в 80-е речи не шло. Именно ее я стал практиковать позже и практикую сейчас. Тогда я ничего не знал об Аштангайоге, пока не поехал к Паттабхи Джойсу в Индию в 1990 году.

F.C.: Почему вы выбрали именно Аштангайогу? Что за философия лежит в основе этой практики?

Э.Ш.: Я ее не выбирал. Я выбрал учителя. Когда почувствовал, что Паттабхи Джойс смог увидеть во мне что-то, чего сам я видеть не мог. Так и происходит выбор учителя, того, кто видит твои недостатки и то, как можно их преобразовать. Паттабхи Джойс поменял мое отношение и к самому себе, и к йоге. Он подтолкнул меня к тому, чтобы я был более чутким к тому, что практикую.

F.C.: Допустим, я новичок в йоге. Как найти своего учителя и свой стиль среди множества других?

Э.Ш.: Нужно перепробовать много разных стилей, поучиться у разных практикующих йогов, прежде чем найдешь свое. У каждого ты можешь что-то позаимствовать, но в конечном итоге остановишься на чем-то определенном. Я ходил почти во все йога-школы Нью-Йорка, даже выезжал за его пределы, например, в Массачусетс к Амриту Дессаи. И мне там очень понравилось. А потом я поехал в Индию и путешествовал с юга на север на поезде и автобусе. Это было очень долгое путешествие. И в каждом месте, где мы останавливались, я искал учителя. Как ни странно, это оказалось не так просто, как мне казалось. Я думал, что в Индии практикующие йоги повсюду. Учителей оказалось не так много. А хороших и того меньше. И из тех, к кому я попадал на медитацию или чантинг, никем не проникся до тех пор, пока не встретил своего гуру Паттабхи. Мой совет для начинающих – искать и пробовать. Сейчас очень много возможностей: студии, приложения, каналы на YouТube.

 

F.C.: А какая философия лежит в основе йоги?

Э.Ш.: Основная философская идея йоги состоит в изучении природы ума. В йогасутрах говорится, что йога – это процесс успокоения волнений в пространстве ума, которые возникают словно волны на поверхности океана. И с которыми мы можем ошибочно ассоциировать самих себя и страдать от этого. Потому что они приходят и уходят. А мы остаемся. Идея йоги состоит в том, чтобы успокоить эти волны и, наконец, в штиле увидеть свою самость. Когда мы остаемся в чистом сознании, приходит понимание скоротечности вещей, и мы перестаем ассоциировать себя с внешними факторами (теми самыми волнами), мыслями, чувствами, переживаниями, воспоминаниями. С практикой мы осознаем это сильнее, начинаем отделять приходящий опыт от мыслей и чувств и ощущать новый. То есть свою истинную природу. Формируем иное отношение к вещам, меняющимся вокруг нас, и к самому миру.

F.C.: Возможно ли находиться в таком состоянии постоянно в мире, полном стресса и вещей, которые нас отвлекают?

Э.Ш.: Йога – это не состояние ума. Это состояние бытия. И это важно. Наше ощущение бытия часто смешивается с движениями переменчивого ума. И идентифицирует себя с ним. Когда мы испытываем стресс, то ассоциируем себя с тем состоянием ума, в котором не можем с ним справиться. А чтобы справляться со стрессом, нам нужно быть готовыми ко встрече с ним. Что же мы можем делать? Практиковать йогу и медитацию вне кризисной ситуации. И когда мы все-таки сталкиваемся с чем-то подобным, то реагируем на стресс или страхи уже не так остро и не так долго переживаем их. Когда мы практикуем асаны, это напоминает о том, что тело, ум и эмоции неразделимы. Когда практикуем дыхание, это приводит к балансу нервную систему. Практикуя медитацию, чаще остаемся в состоянии покоя. Так мы готовы реагировать и отвечать на то, что происходит вокруг.

«Организация жизни помогает
организовать ум.
А беспорядочный ум – это
 то, с чем сложно жить»

 

F.C.: Расскажите, как проходит ваш день?

Э.Ш.: Я просыпаюсь очень рано – около 3.15. Умываюсь, делаю кофе, проверяю почту, занимаюсь йогой, медитирую. Затем я преподаю или посвящаю время своим проектам. Раз в месяц путешествую. Мой день заканчивается примерно 21.00.

F.C.: Такое расписание обязательно, если ты хочешь практиковать йогу на постоянной основе?

Э.Ш.: Если нужно многое успеть, то да. И если это кажется для вас невозможным, можно начать с каких-то легких преобразований в своем расписании. Если начать с малого, более глобальные вещи становятся возможными. Наше тело устроено так, что оно получает удовольствие от повторяющихся вещей, от рутины. Потому что это заставляет его функционировать лучше. А когда расписания нет и мы можем не спать всю ночь и проспать весь день, или, наоборот, спать слишком долго, то тело теряется. Оно словно пытается подстроить танец под музыку без ритма. Поэтому иметь такие маленькие ритуалы, как почистить зубы перед душем, помыть кружку сразу после того, как выпил кофе, почитать немного перед работой, помогают упорядочить всю жизнь. А если у вас и без того слишком плотное расписание, то хорошо иногда позволить себе выпасть из него. И пойти, скажем, поесть мороженого или посмотреть фильм. Организация жизни помогает организовать ум. А беспорядочный ум – это то, с чем сложно жить. Конечно, не нужно вставать в три утра – вставайте в семь, но будьте последовательными в своих действиях.

 

F.C.: Йога стала очень популярна в последнее время, по этой причине многие подходят к практике неосознанно, только чтобы быть в тренде. Может ли это им навредить?

Э.Ш.: Не думаю, что йога может навредить кому-то, пускай и неосознанная. Когда ты занят выполнением асан, то все равно концентрируешь свое внимание на процессе. И это точно лучше, чем курение, наркотики и прогулки по барам. Мир станет лучше, если миллионы людей будут практиковать йогу даже без осознанного подхода к ней, нежели они не будут практиковать йогу вовсе.

Одежда: Historia Naturalis, Zen Wear
Благодарим за помощь в организации интервью Кейт Варичеву и студию Yoga Place

_______________________

Текст:Анастасия Карасёва. Фото: Мария Кирюшина
Fashion Collection Беларусь, июнь 2019, № 06 (70)

Смотрите также