Искусство и мода – дружбе быть?

Анна Самарская

Три белорусских куратора рассказали о своем отношении к стилю, какие проблемы есть в белорусской моде и почему моде и искусству в нашей стране уже давно нужно подружиться. Fashion Collection представляет первую героиню проекта ‒ Анну Самарскую  


Бывало ли так, что ваша работа вдохновляла вас на определенные образы или перемены в вашем стиле?

— У меня, пожалуй, была обратная ситуация. Почти всех кураторов современного искусства отличает унифицированный набор атрибутов – монохромная одежда унисекс, короткая стрижка и яркий акцент, например, красная губная помада. Однажды, в разгар «мозгового штурма» над проектом, за столом рядом со мной сидели пять или семь очаровательных девушек – к слову, в инфраструктуре искусства, как и в моде, преимущественно работают женщины, – и все как одна. Тогда я четко поняла, что этот «нью-йоркский черный» стиль не мое. Женственность и плавные линии – вот, что меня выделяет среди остальных кураторов. Да, я люблю юбки не меньше джинсов. Я, скорее, вдохновляюсь от общения с людьми по работе, чем их стилем.

Из чего складывается ваш стиль? Без чего вы не вы?

— Это легкая непосредственность, casual и яркие акценты – украшения, платки, кеды, клатч. Улыбка как обязательный атрибут любого наряда. И подчеркнутый силуэт. Я умею и знаю, как работать с формами: я же не хрупкая барышня, но, как метко замечают мои коллеги, «она умеет себя упаковать».

Знакомы ли вы с именами белорусской моды? Насколько вас вообще интересует эта тема?

— Мне, как аутсайдеру, безумно интересно наблюдать, что происходит в белорусском дизайне и модной индустрии. Знакомство с белорусскими дизайнерами у меня состоялось несколько лет назад на модных маркетах. Также мне нравится белорусский масс-маркет.

Анна Самарская
Жакет Julia Babiy
Следите ли вы за большой модой? Какая причина: это простое желание оставаться в курсе новостей или что-то большее?

— Нет, я не тот человек, который следить за трендами, но когда глянцевый журнал попадает мне в руки, я с интересом его изучаю с культурологической и кураторской точки зрения. Мода многое берет из искусства, а искусство все больше берет из модной индустрии.

А почему вы как куратор в основном фото-проектов до сих не организовали выставку белорусского фэшн-фотографа? Чего не хватает? Или что нужно сделать фотографу, чтобы получить вашу помощь и поддержку?

— Признаюсь, что я пока просто присматриваюсь к фэшн-фотографам в нашей стране. Хотя два года назад у меня был интересный опыт, когда мы с Ольгой Рыбчинской сделали выставку Fashion is my passion, которая была посвящена становлению белорусской фото- и «фэшн» индустрии. Для меня стало открытием, что в 70-е годы студийная фотография в Беларуси была на высоком уровне. Под началом фотографа Георгия Лихтаровича в Минске была оборудована дорогостоящая фотостудия, которая выполняла заказы на весь Союз. В том числе и фотосъемку для журнала «Мода», единственного общедоступного источника новостей о модных трендах. Мы нашли архив такого художника, как Виктор Гончаров, который в конце 70-х и начале 80-х годов первым занялся фотографией «ню», находящейся на пересечении с модой. Мы исследовали, что происходило с фотографией в 90-е. Это новые имена – Андрей Щукин, Григорий Лившиц, это первые секс-образы на обложках глянцевых журналов Eurostyle и «Золотая Орхидея», активная работа модельного агентства «Тамара», это первые меценаты, которые предлагают снимать модную одежду на своих дочерях, и неважно, что она не модель. Я тогда занялась выставкой, так как вижумного схожих черт между модной и арт-индустрией. Мы пытаемся что-то делать, каждый раз изобретая колесо, мы мало знаем, что было до нас, а тогда уже было много.

Много ли фэшн-фотографов посещают выставки с арт- и документальной фотографией? Это, конечно, провал, потому что эти сферы нужно связывать. Мы заходим в одно здание, но через разные двери, и не встречаемся.

Вы подняли важную тему, многие говорят о том, что арт и мода должны дружить. Но, как вам кажется, что мы можем сделать? Чтобы и модная тусовка посещала арт-мероприятия, и, в свою очередь, вы поддерживали белорусскую моду, отстраняясь от стереотипов?

— Не хватает погруженности в эти темы. Также в арт-компаниях нет медийных персонажей: быть публичным и тренди неприемлемо, якобы не соответствует уровню, а именно с этим у многих и ассоциируется мода. Со стороны арт есть страх идти в другие сферы и быть там просто функционалом. Конечно, это задача арт-кураторов и арт-менеджеров – находить точки соприкосновения и дать понять, что мы можем быть по-хорошему полезны друг другу.

Анна Самарская
Жилет Julia Babiy
Все говорят о связи моды и искусства, так в чем же мы так похожи, на ваш взгляд?

— Мы работаем с чувственным опытом людей. У этих двух сфер есть концептуальные задачи. Через наше дело мы можем продвигать идеи высокого порядка. Мы создаем для людей развлечение, в хорошем смысле этого слова, и предлагаем новый опыт, отличный от повседневной жизни. Выставка – это событие, мода – это тоже событие, мы даем людям сопричастность.

Также есть и какие-то формальные вещи, мы любим немного красоваться, мы амбициозны – мы творческие личности. Ни та, ни другая инфраструктура в нашей стране не работает таким образом, чтобы мы могли реализовывать свои проекты без оглядки на завтрашний день. В нашем деле есть продукты более низкого вкусового уровня, которые лучше продаются. Но мы те, кто хочет создать нечто большее, чем очередное банальное платье или картину, которую можно просто повесить на стену для красоты. Мы хотим вести людей дальше. Мы неугомонны, и в этом наша проблема.

Текст: Майя Старовойтова
Фото:
Елизавета Бахуревич
Макияж: Катя Алова
Прически: Ольга Сашина
Одежда: Julia Babiy

Смотрите также