ИСКУССТВО И МОДА – ДРУЖБЕ БЫТЬ?

Антонина Стебур

Три белорусских куратора рассказали о своем отношении к стилю, какие проблемы есть в белорусской моде и почему моде и искусству в нашей стране уже давно нужно подружиться. Fashion Collection представляет третью героиню проекта ‒ Антонину Стебур


Что такое стиль в вашем понимании?

— Мне кажется, стиль – это внешнее выражение нашей идентичности. В фильме «Записки об одежде и городах» за красивым фасадом истории известного модельера Йоджи Ямамото режиссер Вим Вендерс задает вопросы: «Как мы определяем нашу идентичность? Все мы создаем собственный образ и стараемся на него походить. Но кто они такие «мы сами»?» И тогда стиль – это не история о красоте, но, в первую очередь, код, который рассказывает людям о том, кто я по профессии, с какими ценностями я себя соотношу, против чего протестую, чего хочу, в какой стране и в какую эпоху живу и так далее. Стиль может рассказать о человеке очень много.

Социологи, изучающие моду, говорят о том, что стиль формирует не только сам человек, но и среда, которая его окружает. Нью-Йорк, Токио или Брест – это разные города и разные стили. Мне кажется, что мода сложнее, чем мы привыкли о ней думать: она рассказывает нам об обществе, в котором мы живем, и о том, какие проблемы или тенденции для него характерны. И городской контекст здесь играет не последнюю роль. Например, в Минске невозможно выйти в потертых трениках, наспех накинутом пальто, неподходящей шапке и без макияжа, чтобы выпить кофе. Тут нужно быть готовым, что в таком виде тебя могут даже не пустить в заведение. В то же время в Нью-Йорке, Берлине, Праге подобный образ ни у кого не вызовет никаких вопросов. И такие ситуации могут рассказать многое о городе и его жителях, табу, самоцензуре, границах между публичным и приватным пространством. Хотя, казалось бы, речь идет всего лишь об одежде.

Антонина Стебур
Жакет Julia Babiy
Как вам кажется, какие проблемы моды существуют в Беларуси?

— Я бы выделила три главные проблемы. Первая: белорусские дизайнеры не могут определиться, чем они занимаются – модой или ремеслом.

Вторая: очень неглубокое отношение к моде. Что это значит? Помните, я говорила о фильме «Записки об одежде и городах», где режиссер исследует вопрос идентичности. Мне кажется, что наши дизайнеры здесь очень сильно провисают: им не удается работать с местным или глобальным контекстом – не хватает знаний, широты взгляда, начитанности, «насмотренности». Было бы здорово, если бы наши дизайнеры работали с белорусскими стереотипами, реалиями и комплексами, то есть не ограничивали себя поверхностным воспроизведением вышиванки. И делали бы это рефлексивно, иронично! Именно тогда мода здесь станет интересной.

Третья проблема – это носибельность и удобство. Белорусские дизайнеры не всегда понимают, что одежда создается для того, чтобы ее носить: в ней будут поднимать руки и ноги, ездить на мотоцикле, непременно попадать под снег или дождь, одним словом – жить. Ужасно, когда ты покупаешь кюлоты, сделанные из шерсти, которая колется даже через плотные колготки.

Эти три проблемы делают нашу моду неконкурентоспособной и не такой интересной.

— Как вам кажется, возможна ли глубокая, серьезная коллаборация моды и искусства в Беларуси? И, что самое интересное, будет ли она интересна людям? Потому что если искусство может быть ради искусства, то одна из задач моды все-таки продавать. И важно знать, кому.

— Для того, чтобы такая коллаборация возникла, сами дизайнеры должны научиться мыслить более широко. У них должен быть хороший культурный бэкграунд. Ты не можешь сделать хорошую коллаборацию с белорусскими художниками, если не посетил ни одной выставки, ни одного музея и прочел всего три книги. Например, арт-проект «Имена» посетили от силы четыре человека из мира моды, хотя в зданиях «Горизонта» много дизайнеров снимают офисы, а саму выставку посетили около 3 000 человек. О чем это говорит? Об исключенности наших дизайнеров из сферы искусства. В Беларуси миры моды и искусства отделены друг от друга. Например, в прошлом году мы делали выставку фотографа Сергея Гудилина, создавали свитшоты с его работами и планировали сделать коллаборацию с белорусским дизайнером. И знаете, что? Мы не смогли найти, кто мог бы это сделать без лишнего пафоса, но с долей интеллектуализма. В отсутствии подобного партнерства, уверена, виноваты обе стороны: одним не хватает знаний и широты взгляда, другим – понимания того, что мода может быть серьезным делом.

Антонина Стебур
Платье Julia Babiy
— Следите ли вы затем, что происходит на мировых подиумах? И если да, каков ваш мотив?

— Если ты целенаправленно не интересуешься модой, это не значит, что мода не интересуется тобой. Меня интересует и всегда интересовала мода с социологической точки зрения. Это не просто картинка – это хорошее и быстрое ревью того, что происходит в мире. Глядя на то, что происходит в моде, можно увидеть, что происходит в культуре. Недавно мы обсуждали с приятелем, что таким же триггером может быть и«Евровидение». Возможно, эта музыка – не ваш любимый жанр, но сам конкурс четко показывает, как меняется мир.

Глядя на моду, я вижу отказ от социальных различий – мода, как никогда, демократична. Но в то же время, мы должны понимать, что это игра, притворство, поскольку футболка с обычного рынка стоит в 15 раз дешевле, чем футболка от Vetements. Но сам факт, что многие бизнесмены, актеры, молодое поколение в целом отказывается от дорогих, эксклюзивных вещей, свидетельствует о тектонических сдвигах в культуре и обществе. И это интересно.

Мода – серьезная тема. Люди пишут диссертации на тему женских брюк. И для кого-то это смешно, но брюки и их появление в повседневной жизни женщин – это больше история про феминизм, гендерное равенство, чем про одежду.

Текст: Майя Старовойтова
Фото: Елизавета Бахуревич
Макияж: Катя Алова
Прически: Ольга Сашина
Одежда: Julia Babiy

Смотрите также