ИСКУССТВО И МОДА – ДРУЖБЕ БЫТЬ?

Три белорусских куратора рассказали о своем отношении к стилю, какие проблемы есть в белорусской моде и почему моде и искусству в нашей стране уже давно нужно подружиться. Fashion Collection представляет вторую героиню проекта ‒ Анну Карпенко


Что для вас стиль?

— Для меня стиль – это такая складывающаяся из множества порой самых несовместимых элементов картинка, точнее, гештальт. Продукт культурного бэкграунда, образования, мировоззрения. В стиле отражается многое: в какие музеи человек ходит, какие книги читает, какие фильмы смотрит и даже какое игристое предпочитает по утрам. Хотя, конечно, встречая человека, меньше всего обращаешь внимание на «стиль». Зато, если потом долго помнишь образ, сотканный из вот этих разных деталей, значит, стиль у человека, правда, есть. Можно сказать, стиль – это что-то, что нам тяжело понять, но еще тяжелее забыть.

Есть ли такое понятие, как «дресс-код куратора»?

— Мне кажется, нет, потому что это очень свободная профессия, которая как раз открыта для многого и разного. Можешь носить и смокинг, но можешь быть тем самым человеком, который на самых статусных арт-событиях появляется в кедах.

Как проявляется твоя личность в твоем стиле? Без чего Анна Карпенко не Анна Карпенко?

— Я всегда снимаю лишнее. Комфортнее всего мне в джинсах и белых футболках летом и «школьном платье» зимой. Минимум аксессуаров, маленькие серьги, массивные мужские часы и красная помада. В общем, я очень выгодная жена.

Анна Карпенко
Платье Julia Babiy
На что вы обращаете внимание при выборе одежды?

— Конечно, на качество. Мне нравится, когда видно, что человек трудился над этой вещью, что это продукт не только креативного, но и интеллектуального порядка.

А что для вас качество? Для некоторых – это материал, для других – крой и строчки, для третьих – дизайн или бренд…

— Качество – это то, к чему приятно прикасаться, где хорошая фурнитура, где даже подкладка – шедевр, как, например, в моем любимом плаще Yves Saint Laurent. Качество – это уважение к своему клиенту, ремеслу и профессии. Также качество – это когда вещь можно носить десятилетиями. И даже передавать ее по наследству.

Знакомы ли вы с белорусской модой? Как вы к ней относитесь? Могли бы вы выделить какие-то имена?

— Я знаю, конечно, какие-то имена, но я не тот человек, которого приглашают на показы. Мне нравятся работы Ольги Самощенко и Елены Цокаленко. Могу выделить Юлию Бабий. Мне близок ее минималистичный стиль, я ценю конструкцию и четкие линии в одежде. Очевидно,что местный фэшн-рынок не сформирован, это, кстати, характерно и для сферы, в которой мы работаем. Нет арт-рынка и модной индустрии, об этом говорят уже лет 20, но по сути ничего не меняется. Хотя заметные подвижки есть, что в очередной раз вселяет надежду. Странное состояние, конечно, потому что пока есть эта эфемерная надежда, людям меньше всего хочется много работать – они просто многословно рассуждают и романтично надеются на светлое будущее, а не системно «пашут».

Анна Карпенко
Жакет Julia Babiy
Мир знает примеры коллабораций искусства и моды. Как вам кажется, возможна ли коллаборация белорусского художника и дизайнера? И было бы это вообще интересно людям?

— Я за любые проекты такого рода! Искусство и мода всегда шли рука об руку. Присутствовали же элементы работ Пита Мондриана в коллекциях платьев Ива Сена Лорана. Или, например, коллекции Victor&Rolf – это же не просто коллаборация, это квинтэссенция искусства в чистом виде. Но когда мы говорим о такого рода проектах, то это все-таки должно быть какое-то концептуальное сотрудничество художника и дизайнера, а не просто перенесение художественных работ на ткань в виде принта.

Представим, что вы дизайнер одежды. Кто или что вас вдохновляло бы?

— Если бы я была дизайнером, прежде всего, я бы вдохновлялась архитектурой. Также я бесконечно люблю авангардное поколение и современное искусство. Потому что оно, скорее, не об эстетическом удовольствии, а о критическом посыле. Эти работы позволяют осмыслить какие-то проблемы, вопросы, и это тоже может послужить вдохновением для целой коллекции. Если говорить о конкретных именах, то это белорусская художница Жанна Капустникова. Также мне нравятся работы Джорджии О’Киф, Мэри Кэссет, Мерет Оппенгейм и Джуди Чикаго.

Я думаю, меня бы также вдохновляли путешествия. Как говорила небезызвестная Дайан Вриланд,«глаз должен путешествовать».

Текст: Майя Старовойтова
Фото: Елизавета Бахуревич
Макияж: Катя Алова
Прически: Ольга Сашина
Одежда: Julia Babiy

Смотрите также