Инфлюэнсер старого режима

Инфлюэнсер старого режима

На английском языке вышла первая биография писательницы-юмористки Тэффи. В наши дни она была бы звездой Ютуба, инфлюэнсером, запускала бы коллаборации и открыла свой телеграм-канал


 

В США вышла первая подробная биография Теффи (Надежды Лохвицкой, 1872-1952) – Teffi: A Life of Letters and of Laughter. Книга написано легко и увлекательно, но содержание вполне научно. Ее автор –филолог-русист Эдит Хейбер, специализирующаяся помимо Теффи на Булгакове и Набокове.

Начавшая литературную карьеру в 30 лет, Тэффи быстро стала литературной звездой дореволюцтонной России 1910-х гг. Мягкий юмор, быстрая реакция, точно подмеченные характеры и детали окруающей жизни вывели ее юмористические рассказы на пик популярности. После 1917 г. писательница эмигрировала и прожила долгую жизнь во Франции, оставив нам множество очерков, пьес, литературных набросков и воспоминаний, благодаря которым мы живо представляем себе, чем жила и дышала русская эмиграция.

Дмитрий Быков в лекции «Надежда Тэффи. Ангел русской литературы» говорит, что она неожиданно лучше всех писателей оказалась готова к революции, хотя и совершенно не подходила стилистически диктатуре пролетариата и, конечно, ее не приняла. Чувство юмора сделало Тэффи динамичной и современной.

Может быть, она оказалась бы готова и к сегодняшним социальным связям и социальным сетям? Один из самых известных ее рассказов «Демоническая женщина» начинается так, как будто читаешь рецензию на показ Gucci: «Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого калия, который ей непременно пришлют в следующий вторник», стилет за воротником, четки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке». Это обнадеживает: Тэффи могла бы состояться в наши дни. Мы попробовали представить себе, кем она была бы стать.

Тэффи вспоминала, что в революцию убедила комиссара не реквизировать у нее платья и духи, потому что они «орудие производства»

Куда бы она писала?

Тэффи публиковалась в любой нестыдной газете и журнале с хорошей аудиторией и гонорарами. Читаем воспоминания журналиста Николая БрешкоБрешковского: «Надежда Александровна задумчиво пересыпала монеты эти сквозь пальцы, как ребенок, играющий с песком. Через несколько дней она уехала в Эссентуки и там сразу подняла тираж курортной газеты». В нулевые была бы колумнисткой в глянцевых журналах. Кроме того, у нее бы часто брали интервью и комментарии, она бы появлялась в светской хронике и спецпроектах. Потом бы про это шутила. В 2010-е она открыла бы свой телеграм-канал. Николай II ответил «Тэффи» на вопрос, кого из литераторов пригласить написать тексты сборнику в честь юбилея диастрии Романовых.

Что у нее было бы с социальными сетями?

В сети есть инстаграм @teffi и твиттер teffi, оба замороженные. Если бы за дело взялась «королева русской сатиры», десятки, а то и сотни тысяч подписчиков были бы им обеспечены. Тэффи не любила выставлять свою жизнь на показ и была суеверна. Посты были бы тщательно выверены так, чтобы нравиться подписчикам, но не слишком широко открывать дверь в мир хозяйки аккаунта. Над фото в купальниках на снегу и над манерой завязывать глаза, как в «Птичьем коробе» она бы посмеялась всласть.

Стала бы она звездой Ютуба?

Тэффи одна из первых в России писала тексты, которые потом становились песнями. Так ее «Черного карлика», «Три пажа», «К мысу ль радости…» пел Александр Вертинский. Со своим ангельским видом и ехидством в Ютубе она могла бы запеть сама и стала бы кем-то вроде Монеточки. Тэффи запросто могла бы написать «Последнюю дискотеку» или про Рубчинского. Ну это хихи-хаха, мы сравним тексты посерьезнее. Тэффи: «К мысу ль радости, / к скалам печали ли, / к островам ли сиреневых птиц, / и везде, где бы мы ни причалили, / не поднять нам усталых ресниц». Монеточка: «Разбитый ковчег / Всплывает со дна, / И вечно жить нам, / И вечно плыть нам». Похоже? Она была бы героиней и медиа-скандалов. Зинаида Гиппиус обиделась на то, что Тэффи разнесла в газете сборник стихов Андрея Белого и долгое время называла ее «эта Тэффи». В наши дни это была бы запись в фейсбуке вроде поста Земфиры про двух певиц, из которых одна не умеет петь, а другая – одеваться.

Стала бы она амбассадором различных брендов?

И амбассадором была бы, коллаборировала бы, делала капсульные коллекции, но долго и упорно заниматься собственным брендом не смогла бы. До революции существовали парфюмерная линия и конфеты «Тэффи», которые делали без ее участия. В то время существовал именной аромат Сары Бернар, свою парфюмерную линию неудачно пытался запустить писатель Габриэле д’Аннунцио. Тэффи вспоминала: «Я почувствовала себя всероссийской знаменитостью в тот день, когда посыльный принес мне большую коробку, перевязанную красной шелковой лентой. Она была полна конфетами, завернутыми в пестрые бумажки. И на этих бумажках мой портрет в красках и подпись: «Тэффи»! Я сейчас же бросилась к телефону и стала хвастаться своим друзьям, приглашая их к себе попробовать конфеты «Тэффи». Я звонила и звонила, созывая гостей, в порыве гордости уписывая конфеты «Тэффи» и добросовестно уничтожая их. Я опомнилась, только когда опустошила почти всю трехфунтовую коробку. И тут меня замутило. Я объелась своей славой до тошноты и сразу узнала обратную сторону ее медали. И больше меня уже никакими доказательствами славы не проймешь. А конфеты, как ни странно, люблю по-прежнему. Должно быть, оттого, что они мне запрещены».

Как бы она одевалась?

Модно. У Тэффи в молодости был лорнет с аметистом (декадентский косплей монокля с изумрудом императора Нерона). Ирина Одоевцева вспоминает о пожилой писательнице в эмиграциии: «Обыкновенно она никому не показывается «в натуральном виде» – ненапудренная, с неподкрашенными губами и неподведенными глазами или когда у нее «неавантажный вид». («Хочу нравиться всем, всегда», – откровенно сознается она.) И одета она сейчас не так тщательно, как обыкновенно. Бархатный берет, обычно кокетливо скошенный на левый глаз, строго и прямо надвинут на лоб до самых бровей, скрывая затейливые завитки на висках. От этого черты ее лица как будто заострились и приняли строгое, серьезное выражение. Клетчатый шарф, обычно не без лихости и кокетства закинутый вокруг шеи, распластан на плечах». Клетка, берет, ну это, правда, уже прошлогодние тренды, но сойдет.

_______________________

Текст:Арсений Загуляев. Фото: архив Fashion Collection
Fashion Collection Беларусь, март 2019, № 03 (67)

Смотрите также