Доменные споры

Доменные споры

Разбираемся вместе с Надеждой Хаданович (адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»)


 

Киберсквоттинг действительно достаточно распространенное явление и, к сожалению, до недавнего времени возможности эффективно противодействовать этому в Беларуси были крайне ограничены. Примером киберсквоттинга может быть регистрация доменного имени, идентичного товарному знаку либо сходного с ним до степени смешения (когда, к примеру, меняются местами несколько букв, либо выбираются похожие буквы или символы, товарный знак воспроизводится частично, например, только его словесная часть в ситуации, когда обозначение комбинированное). Любопытно, что в Беларуси заняты такие домены, как adidas.by, bvlgari.by, gucci.by и другие, которые при этом администрируются не самими владельцами брендов, а третьими лицами.

Достаточно часто киберсквоттерами выступают физические лица, которые не являются конкурентами в классическом понимании этого термина для владельца бренда. Одна из ключевых проблем для эффективной защиты в ситуации, когда администратором доменного имени является физическое лицо, заключается в том, что администратор имеет возможность скрыть свои данные. Как следствие, правообладатель даже не узнает, кто является нарушителем, и не может достоверно установить, к кому предъявлять требования.

Буквально недавно эта проблема была наконец-то разрешена на уровне законодательства. 22 сентября 2019 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 18.09.2019 № 350 «Об особенностях использования национального сегмента сети Интернет», согласно которому информация о доменных именах, зарегистрированных в национальной доменной зоне, в том числе об их владельцах, предоставляется без согласия владельца доменного имени техническим администратором национальной доменной зоны по письменному запросу на безвозмездной основе для защиты в установленном порядке прав и законных интересов запрашивающего лица в отношении зарегистрированных средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (работ, услуг).

То есть владелец товарного знака теперь может обратиться с запросом соответствующей информации о владельце доменного имени. Отметим, что национальную доменную зону образуют доменные зоны «.by» и «.бел».

Техническим администратором национальной доменной зоны является юридическое лицо Республики Беларусь, обеспечивающее функционирование национальной доменной зоны. В настоящее время в таком качестве выступает ООО «Надежные программы» (hoster.by). Объем предоставляемой информации включает в себя следующий набор данных о владельце домена: фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес места жительства, адрес электронной почты владельца доменного имени.

Запрос должен быть обоснованным. Так, он должен содержать обоснование представления такой информации со ссылкой на акты законодательства, обязательство запрашивающего лица использовать ее только в целях защиты в установленном порядке прав и законных интересов запрашивающего лица в отношении зарегистрированных товарных знаков (фирменных наименований). Таким образом, будет возможно достоверно установить лицо, которое является киберсквоттером.

Другая проблема с доменными спорами такого типа заключалась в том, что ранее судебная практика в Беларуси исходила из того, что для возможности защиты товарного знака требуется, чтобы нарушение было совершено исключительно в отношении однородных товаров тем, для которых зарегистрирован товарный знак.

Рассмотрим на примере adidas.by. Имеется несколько международных регистраций обозначения «adidas», правовая охрана которых распространяется на территорию Беларуси. К примеру, международная регистрация № 487580 «adidas», правообладателем которой является компания adidas AG. Данная регистрация охватывает следующие классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) и их термины:

18 (сумки и футляры для продажи в магазинах, специализирующихся на спорте, и в спортивных секциях универмагов), 25 (одежда, в том числе одежда плетеная и трикотажная, чулки, перчатки, перчатки, используемые в качестве спортивной одежды; обувь, внутренняя подошва, шипы и шипы для спортивной обуви) и 28 (спортивные товары, мячи, миниатюрная спортивная обувь, миниатюрные шарики). Как следствие, чтобы правообладатель мог защитить свои права, ему нужно установить, что нарушение (неправомерное использование без согласия правообладателя) было совершено в отношении однородных товаров(то есть спортивных товаров в рассматриваемом случае). Таким нарушением может быть, к примеру, реклама или предложение к продаже товаров 25 или 28 класса МКТУ посредством сайта, адресуемого с помощью домена adidas.by. Отметим, что это может быть не полноценный интернет-магазин, а, в целом, достаточно размещения информации об однородных товарах, чтобы признать такие действия нарушением.

Если обратиться к сайту adidas.by, то можно обнаружить, что там никакой информации об однородных товарах нет, присутствует только рекламный блок, и данная реклама никак не затрагивает однородные регистрации обозначения товары.

Соответственно, возникает ситуация, когда правообладатель не может использовать доменное имя, совпадающее с принадлежащим ему товарным знаком, однако и потребовать прекратить такое использование со стороны третьего лица формально у него нет оснований.

Возможность предъявления требований по отношению к случаям неправомерного использования при неоднородности товаров законодательно установлена только для владельцев общеизвестных товарных знаков. Общеизвестный товарный знак – это такие товарный знак или обозначение, которые в результате интенсивного использования их владельцем, стали на определенную дату широко известны в Республике Беларусь среди соответствующих потребителей в отношении товаров владельца товарного знака или обозначения. Признание товарного знака общеизвестным осуществляется на основании заявительного принципа. Перечень таких обозначений в Беларуси достаточно мал. Ознакомиться с ним можно на сайте Национального центра интеллектуальной собственности (belgospatent.by). В него включены такие бренды, как Velcom, Матиас, Коммунарка, Conte, Coca-Cola.

В то же время в Российской Федерации имеется судебная практика, когда возможно привлечение физического лица к ответственности на основании ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности в связи с актом недобросовестной конкуренции. Акт недобросовестной конкуренции понимается как нарушение деловых обычаев и установившейся практики, что трактуется достаточно широко. В частности, к такому нарушению относится создание впечатления о наличии связи между правообладателем и лицом, неправомерно использующим обозначение и не имеющим в этом интереса.

В Беларуси буквально недавно начала формироваться аналогичная судебная практика, когда возможно предъявление иска на основании ст. 10-bis Парижской конвенции, в том числе к физическому лицу, осуществляющему использование обозначение без согласия правообладателя.

В ситуации, когда нарушитель не имеет отношения к бизнесу правообладателя и не получал согласие на использование обозначения, а равно у него отсутствуют какие-либо законные интересы в администрировании доменного имени, то у правообладателя есть возможность обратиться за судебной зашитой. Действия нарушителя по администрированию доменного имени в такой ситуации рассматриваются судом как акт недобросовестной конкуренции, поскольку они создают правообладателю препятствия в использовании принадлежащего ему средства индивидуализации в национальной доменной зоне, чем нарушается его исключительное право на товарный знак.

При сборе доказательств по такой категории дел можно (и желательно) использовать ресурсы, которые позволяют найти архивную информацию, ранее содержавшуюся в сети Интернет. Подобным ресурсом является web.archive.org, который содержит сохраненные веб-страницы за различные периоды времени. Для использования ресурса требуется на главной странице ввести ссылку на интересующий сайт, после чего можно ознакомиться с данными, которые содержались по этой ссылке в разные периоды времени. Это позволит установить, что содержание сайта изменялось и, как вариант, в какой-то момент времени там могли содержаться контактные данные киберсквоттера или даже информация о товарах, однородных тем, в отношении которых был зарегистрирован товарный знак, что позволит подтвердить недобросовестность использования.

Обращаем внимание, что такого рода доказательства желательно заверять нотариально (через составление протокола осмотра нотариусом письменного доказательства), так как содержимое сайта может быть изменено в любой момент, в том числе может быть запрещено его индексирование поисковыми машинами, что существенно затруднит фиксацию доказательств впоследствии.

Оставайтесь с нами и узнавайте больше об интересных кейсах в сфере регулирования fashion-бизнеса в Беларуси и мире!

 


Надежда Хаданович

адвокат, руководитель направления
интеллектуальной собственности
и информационных технологий

Киберсквоттинг – это достаточно распространенное явление в сети,
которое заключается в регистрации доменных имен, содержащих
товарный знак, принадлежащий другому лицу с целью их дальнейшей
перепродажи или недобросовестного использования. Оно встречается, в том числе и в
Беларуси. Как бороться с киберсквоттерами и не допустить случаев
недобросовестного использования бренда?
Мы совместно с адвокатами АБ «Степановский, Папакуль и партнеры»
– одной из крупнейших юридических команд в
Беларуси с уникальным опытом работы в сфере
права интеллектуальной собственности и защиты
конкуренции, попробуем дать развернутые вопросы на эти и другие
вопросы, связанные с защитой бренда.


 

Текст: Надежда Хаданович. Фото: архив Fashion Collection, pexels.com
Fashion Collection Беларусь, октябрь 2019, № 10 (73)

Смотрите также