Что смотреть на кинофестивале «Лiстапад»: спросили у минчан-киноманов

Что смотреть на кинофестивале «Лiстапад»: спросили у минчан-киноманов

С 1 по 8 ноября пройдет одно из важнейших культурных событий столицы – Минский Международный кинофестиваль «Лiстапад». Если вы еще не знаете, какие из представленных 154 фильмов в программе посетить, у нас есть подсказки. Для этого Fashion Collection спросил, что будут смотреть минские киноманы: белорусский режиссер, журналисты, fashion-стилист, блогер, маркетолог, преподаватель йоги и представитель природоохранной организации. Выбор на любой вкус: от фильма «1986», заранее ставшим скандальным, до новой работы Валерии Гай Германики


 


Антон Коляго, журналист:

В этом году так вышло, что все победители и просто хиты главных мировых фестивалей, на которые обычно собирает очередь «Лiстапад», вышли в прокат намного раньше. Лично я этому очень рад: можно со спокойной душой ходить наугад на абсолютно неизвестное кино, это моя любимая фестивальная забава. Поэтому стараюсь не читать и не смотреть ничего про фильмы, ориентируюсь только на внутренние ощущения. Пока, например, тянет посмотреть всю ночную программу, особенно филиппинский хоррор «Тайна ночи» и чёрную комедию «Патрик» про парня, который ищет украденный молоток. Кажутся интересными украинская антиутопия «Атлантида» и македонская документалка «Страна мёда», которой многие предсказывают «Оскар». Из заранее сильно ожидаемого — новый криминальный триллер моего любимого румына Корнелиу Порумбою «Свистуны» и чешская «Раскрашенная птица», которую в Венеции то хвалили, то ругали за откровенную жесть. Ещё в этом году мощная подборка белорусского кино: «Последний день этого лета», «Стриптиз и война», «II», «Озеро радости» — на всё это тоже постараюсь сходить. И от себя порекомендую фильм, который уже видел на фестивале в Одессе, — «А потом мы танцевали», это такой «Зови меня своим именем» по-грузински. Один из лучших фильмов года, серьёзно.

Никита Лаврецкий, белорусский режиссер, магистр киноведения:

С фестивалями всегда дилемма: ходить на уже нашумевшие киноленты или на неизвестные фильмы в поисках каких-то сокровищ. Я на данный момент склоняюсь больше к первым — просто потому, что и так смотрю много кино вне фестивалей. Но иногда хожу на фильмы, которые зацепили кадром, названием или завязкой сюжета. В новой программе один из таких — «Патрик», рассказывающий, как из лагеря натуристов мужчина отправляется в путешествие в поисках своего любимого молотка. Еще в личном списке картин, обязательных к просмотру, «Свистуны» Корнелиу Порумбою. Он один из моих любимых режиссеров, и его новая работа описывается как неонуар, хотя обычно это режиссер разговорных комедий. Также на большом экране всегда особое удовольствие смотреть работы Лав Диеса. Но фильмы у него очень длинные, как кинороманы. Его новая лента «Прекращение» идет пять часов — это антиутопия про диктатора-кровопийцу на Филиппинах в 2034 году. Такая метафора сложившейся современной ситуации на островах. И третий фильм — белорусский — «Последний день этого лета» Юлии Шатун. Я уже видел его — очень хорошая работа. Натуральная и реалистичная история про один день из жизни школьника в летнем Минске: игры в телефоне, переписка с девушкой, прогулка по интересным дворикам города и разговор про стендап-комедию.

* В «Лiстападзе» этого года Никита тоже принимает участие. Его лента «Сашин ад» в национальном конкурсе фестиваля.

 

Кейт Варичева, преподаватель йоги, стилист бренда Zen Wear:

Планирую обязательно сходить на картину «1986» – это фильм, над которым работал мой любимый и очень талантливый человек Виталий Яронский. Также у нас в списке к обязательному просмотру картины: «А потом мы танцевали» швейцарского режиссёра Левана Акина, «Раскрашенная птица» по одноимённому роману Ежи Косинского и «La Bestia – поезд неизвестных».

Лилия Магамадова, маркетолог компании «А1 Беларусь»:

Мне, конечно, хотелось бы посетить максимальное количество показов – но все зависит от времени, которое я смогу выделить для этого. В этом году хорошо представлена польская киношкола, искренним фанатом которой я являюсь. Также буду стараться посетить показы нашей белоруской программы и конкурс документального кино.

Юлия Иванова, fashion-стилист:

Я люблю кино, хотя экспертом в этой области и не являюсь. Когда в Минске проходит кинофестиваль, преступно не найти время хотя бы на несколько фильмов. Программа обширная, поэтому, думаю, каждый сможет найти что-то для себя. Я выбрала два фильма из основного конкурса игрового кино. Первый – «А потом мы танцевали». Просто я обожаю танцы, хореографию и все, что связано с пластикой человеческого тела. Буду смотреть любой и каждый фильм об этом. А второе кино – «Мысленный волк». Это новый фильм Валерии Гай Германики. Я давно ничего не видела ее авторства, и мне интересно, как изменился и развился за это время почерк режиссёра. Еще я выбрала один фильм для себя из основного конкурса документального кино – «Эйфория бытия». В этом фильме для рассказа истории опять привлечены пластика и движение, поэтому я не могу его пропустить.

Мария Погорелова, блогер:

В последнее время я подсела на документальное кино. Поэтому первое, что рекомендую к просмотру, это «Память: Истоки Чужого». В 2019 году «Чужой» Ридли Скотта отмечает юбилей: 40 лет назад картина вышла в мировой прокат. Обнаружив в личных архивах создателей «Чужого» настоящую сокровищницу неизданных материалов, авторы документального фильма сняли киноисторию об одном из самых популярных голливудских фильмов. Также в моем плане лента «Стриптиз и война». Это скандальный фильм Андрея Кутило о конфликте поколений как размышление о противоречиях постсоветского пространства. Где дедушка живет идеалами советского прошлого, а внук мечтает создать театр эротического танца. Не упустите возможность посмотреть, билеты остались только в Falcon Club Бутик Кино на 2 ноября. Следующая картина — «Моя бабушка с Марса». Фильм, про который много говорили вокруг, он с успехом уже побывал в украинском прокате. И еще одно документальное кино – «Чистое искусство». Про художника-абстракциониста Захара Кудина, который вдохновляется «искусством» ЖЭСа – беспорядочными прямоугольниками, нанесенными поверх надписей. Остроумный Захар показывает современную Беларусь через призму повседневного искусства. Также хочу попасть на игровые фильмы: премьеру белорусского фильма Влады Сеньковой «II» и на австралийский фильм «Молочные зубы». А еще «Матиас и Максим», «Проксима», «Инстинкт», «А потом мы танцевали».

Тарас Тарналицкий, кинообозреватель, создатель телеграм-канала «Священный Белавуд»:

Национальный конкурс «Лістапада» уже дважды становится яблоком раздора. В 2018 предметом острых обсуждений была цензура, когда Министерство культуры не пропустило часть «неблагонадежных» картин, затем еще два режиссера сняли сами свои ленты в знак протеста и солидарности с коллегами по цеху. В новом сезоне «репрессированные» фильмы нам все-таки покажут, но возникла другая проблема – в конкурс отобрали немецкий фильм «1986». Он хоть и посвящен Беларуси, снимался здесь, часть актеров – белорусы, но по сути это иностранное кино от иностранного режиссера, что нарушает регламент национального конкурса фестиваля. Дирекция «Лістапада» и чиновники Минкульта решили поэкспериментировать с восприятием «национального кино», и, кажется, их усилиями получилось лишь возмутить часть сообщества режиссеров. Что касается рекомендаций на просмотр, то я бы советовал обратить внимание на работы наших документалистов. Они появляются в кинотеатрах так редко, что вы наверняка даже не подозревали о существовании этих фильмов. Речь идет о фильмах «Сумма» и «Стриптиз и война» Андрея Кутило, «Чистое искусство» Максима Шведа, «Моя бабушка с Марса» Александра Михалковича, «Перезимовать» Евы-Екатерины Маховой и т.д. Их стоит посмотреть, чтобы понять, в какой системе ценностных координат сегодня живут белорусы.

Маша Гулина, редактор сайта общественной организации «Багна», занимающейся сохранением дикой природы Беларуси:

Мы выбрали документальные фильмы, которые затрагивают разные аспекты совместного существования человека и природы. Например, для нас особенно важна тема рек (наша кампания против строительства канала Е40 пытается сохранить уникальную экосистему реки Припять), поэтому интересно посмотреть хорватский фильм «На воде», посвященный рекам, изменчивости и постоянства людей и пространств. Также привлекла внимание лента из Северной Македони «Страна меда». Здесь мы вспоминаем о важном документе – Нагойском протоколе – как способе для стран договориться о справедливом доступе к природным ресурсам, т.е. растениям и животным. Медовый кризис в этом фильме иллюстрирует риск игнорирования этих протоколов и отсутствия уважения к биоразнообразию. Далее планируем посмотреть греческую картину «Когда помидоры встретились с Вагнером». Важность этого фильма в поднятии вопроса о сохранении местных видов семян, об экономическом и социальном аспекте органического садоводства, не способного конкурировать с массовым производством. И еще одна картина из нашего списка – «Акварель», Велиборитания. Это кино – путешествие по разным ипостасям воды. Фильм снят в формате 96 кадров в секунду с необычной чёткостью изображения в движении, что меняет восприятие и позволяет оценить воду во всех её проявлениях и масштабе.

_______________________

Текст: Анастасия Борсук. Фото: kinopoisk.ru, facebook.com/anton.kolyago, facebook.com/nikita.lavretski, instagram.com/ashtangaalien, facebook.com/l.magamadova, instagram.com/ivanovkin, instagram.com/poguemary, facebook.com/taras.kruckikh, facebook.com/masha.gulina

Смотрите также