6 персонажей, равнодушных к Инстаграм | Мнение | Алёна Попова

антверпенская шестерка

Они не создавали никакого творческого объединения, просто так получилось, что волею судьбы «выстрелили» одновременно, и модные критики и журналисты быстро
присвоили им ник «Антверпенская шестерка», который стремительно
распространился и закрепился в информационном поле


Часть первая

Как их только ни называли в свое время: и королями деконструкции, и модным парадоксом, и чувственными авангардистами… Эстафету интеллектуалов в моде в середине 80-х прошлого века, совершенно неожиданно для себя, они подхватили от космических и, казалось бы, недосягаемых японцев, оставаясь при этом самобытными и легко узнаваемыми. Но в отличие от тех же японцев стали сразу же коммерчески успешными. (Хотя мы с тобой уже знаем, дорогой мой читатель, что у японцев успех связан с той самой космической недосягаемостью, а вовсе не с бренностью и прагматизмом.)


Алена Попова

 

Алёна Попова
Колумнист Fashion Collection

 


В истории моды они известны под общим названием Antwerp Six, или Six d’Anvers — именем, которое присвоили им журналисты, после того как все шестеро представили коллекции сначала на British Designers’ Show в 1986 году, а затем в Париже в рамках Недель моды prêt-a-porter, но не на классическом подиуме, а в местах довольно странных и (тем более) притягательных для продвинутой модной европейской публики.

antwerp
На фото: Антверпенская шестерка (The Antwerp SIX). Марина Йи, Дрис ван Нотен, Анн Демельмейстер, Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Дирк ван Саен. Фото: Andrew Thomas

Что их связывало вместе? Прежде всего, учебное заведение и Учитель. Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен, Дирк Биккембергс, Марина Йи, Дирк ван Сэн и Вальтер ван Бейрендонк закончили Антверпенскую Королевскую академию изящных искусств в начале 1980-х. Все шестеро учились у Линды Лоппы. Они не создавали никакого творческого объединения, просто так получилось, что волею судьбы «выстрелили» одновременно, и модные критики и журналисты быстро присвоили им ник «Антверпенская шестерка», который стремительно распространился и закрепился в информационном поле культуры и искусства.

Мартин Маржела
Martin Margiela

Иногда к Antwerp Six причисляют и Мартина Марджелу. Вероятно, потому что он тоже и в то же время закончил ту же академию. Его первые показы тоже и в то же время прошли в Лондоне и Париже. Но Марджела — уникальный феномен в мире моды. Отдельно стоящий. Его до сих пор считают самым радикальным бельгийским дизайнером, лидером тренда la mode destroy. Еще, будучи ассистентом Жан-Поля Готье, в самых первых опытах создания одежды он нещадно «терзал» фактуры и формы и в результате создавал шедевр. А его идея коммуникации бренда опрокинула саму суть модного высказывания Мастера. Никто ни до, ни после Марджелы не рискнул стереть собственное эго в порошок во благо творения и его последующей жизни. Дело в том, что Мартина Марджелу никто никогда не видел. Есть пара-тройка каких-то непонятных фотографий, на которых вроде и он, а вроде и нет. Его знают только самые близкие и только те, кто с ним непосредственно работал. Но широкая публика, клиенты, СМИ были изначально лишены такой возможности. И даже когда Мастер покидал свою компанию, он не захотел снимать плащ человека-невидимки. На прощание весь творческий коллектив Martin Margiela сделал общую фотографию: группа людей в белых халатах с нескрываемой иронией смотрит на зрителя. Мастер где-то среди них. Зритель знает об этом – о том, что Марджела на фото. И этого достаточно. О нем я напишу отдельный текст. Мартин Марджела — моя Любовь, именины моего сердца. Без охов и вздохов. Такой совершенно невероятный божественный фигляр.

Maison Martin Margiela
Коллекция Maison Martin Margiela весна-лето 1989. Фото: wiki.wildberries.ru

В Antwerp Six есть бесспорные звезды, несмотря на то, что пресса их объединила в жесткий шестигранник. Анн Демельмейстер и Дрис ван Нотен.

Ann Demeulemeester
Ann Demeulemeester

Когда я впервые попала в шоу-рум Ann Demeulemeester, то… Я даже не знаю, как это выразить… Это потрясение и страх. Точнее, ужас. Был конец 1990-х. Мы все здесь, в постсоветчине, едва привыкли к Jil Sander и Giorgio Armani. (Хотя что уж… Дудки. Не привыкли мы к ним особенно. Смирились, потому что fashion.) Но в умах, сердцах и гардеробных обожествляли Versace & Co.

Ann Demeulemeester
1) Kirsten Owen for Ann Demeulemeester Fashion Show, Spring/Summer 1992. 2) Kate Moss for Ann Demeulemeester Fashion Show, Spring/Summer 1996. 3)Ann Demeulemeester Fashion Show, Spring/Summer 1998. Фото: theredlist.com

И вот нас, как продвинутых байеров, которые никогда не продавали симпатичную одежду «по фигуре» в яркие принты, пригласили стать первыми, кто познакомит своего клиента с настоящим авангардом, настоящей модой, настоящим Настоящим. Мы и сами уже подустали от стабильно элегантной Genny и головокружительно роскошной Les Copains (ее тогда делал Антонио Маррас). И вот решились. И повелись на уговоры. И чуть не сошли с ума…

Продолжение следует.

Текст: Алёна Попова. Фото: www.grailed.com, www.nytimes.com, wiki.wildberries.ru, crazytrends.net, theredlist.com
Fashion Collection Беларусь, июнь 2018, № 06 (60)

Смотрите также