15 провокаций от Готье

15 провокаций от Готье

18 марта в Falcon Club Бутик Кино прошел заключительный показ документального фильма «Жан-Поль Готье, с любовью», после которого состоялась лекция шеф-редактора Fashion Collection Анастасии Карасёвой об эпатажном стиле главного l’enfant terrible современной моды. Перед вами краткий конспект выступления


 

Провокация №1 Попасть в Дом моды без образования и опыта

Вчерашний школьник Жан-Поль Готье попал на стажировку в модный Дом Пьера Кардена в 18 лет. Он отправил ему свои fashion-скетчи, и сразу же получил приглашение на собеседование. Без опыта и образования Готье стал ассистентом одного из самых прогрессивных дизайнеров того времени. Через год, в 1971-м, он уже пробует себя на новом месте – в ателье у Жана Пату, но вскоре возвращается обратно. Пьер Карден подарил ему путевку в жизнь и во многом сформировал стиль – на первых порах критики не упускают возможности указать на очевидное сходство кроя. Однако вскоре талант Готье принимает нужную форму огранки. В 2018 году на Неделе моды в Париже преданный ученик показывает коллекцию в стилистике 60-х, посвященную своему учителю.

Провокация №2 Лучшая реклама – это скандал

В 1976 году Жан-Поль запускает свою собственную марку, от руки рисует пригласительные и показывает первую коллекцию Jean Paul Gaultier, сделанную из подручных материалов: старых джинсов, батареек, бумаги, салфеток. Позже он периодически будет возвращаться к этим приемам (например, в 1981 сделает коллекцию из мусора и консервных банок). Однако дебют остается незамеченным. В это же время весь парижский бомонд ломанулся на шоу другого, более известного дизайнера. Учтя ошибки первого показа, Готье понял, что лучшее средство рекламы – это скандал, а не нарисованные от руки пригласительные.

Провокация №3 Пропаганда квир-эстетики

Готье не скрывает своей гомосексуальности, управляя своим брендом вместе с бизнес-партнером, любовником и любовью всей жизни – Франсисом Менюжем. Такая позиция и сейчас для кого-то кажется возмутительной, смелой она была и в 70-80-х гг. Поэтому в его коллекциях прослеживается множество заимствований из квир-культуры. В начале 90-х Менюж умирает от СПИДа. Убитый горем Жан-Поль Готье не знает, как жить дальше и думает о закрытии бренда, но находит в себе силы идти дальше. В 1992 году организует сбор пожертвований в Американский фонд исследования СПИДа. На мероприятии, которое вели Мадонна и фотограф Герб Ритц, было собрано 700 тысяч долларов – огромные для этого времени деньги. Самым запоминающимся моментом вечера стал хулиганский поступок Мадонны: она сорвала с себя пиджак и осталась лишь в юбке с высокой талией и бюстгальтере-харнессе, обрамляющем нагую грудь.


Провокация №4 Нижнее белье напоказ

Готье изучает формы корсетов и дамского белья в стиле 50-х, результатом чего становится его культовые платья с конусами на груди. Он оспаривает общепринятое понимание женственности с помощью гиперболы, которая не пришлась по душе модным критикам, зато поразила Мадонну – главную музу кутюрье. Певица попросила его разработать на основе той модели костюмы для своего тура 1990 года Blonde Ambition. Это стало началом прекрасной дружбы и сотрудничества длиною в жизнь. Так родился культовый корсет с коническим бюстье, вошедшим в историю моды. Готье признавался позднее, что первой подобный наряд примерила его детская плюшевая игрушка – медведь Нана.


Провокация №5 Любить женское тело и оголять его

Так же сильно, как нижнее белье, Готье восхищает женское тело, сюрреализм и его фокус на отдельных частях тела. Интерпретация анатомии – излюбленный мотив дизайнера – от платьев и корсетов, имитирующих грудную клетку, до «мускульного» костюма для концертного тура Милен Фармер.


Провокация №6 Присвоить себе тельняшку

Даже те, кто с модой на «вы», наверняка ассоциируют тельняшку с именем Жана-Поля Готье. Не он первый и не последний показал ее на подиуме, но именно ему удалось раскрыть тему тельняшки полностью. В 1983 году Готье в коллекции L’Homme Object, исследуя гомоэротический образ атлетического моряка, делает акцент на футболке в горизонтальную сине-белую полоску и навсегда связывает ее со своим именем.


Провокация №7 Надеть на мужчин юбки

Показ весна-лето 1985 Et Dieu Créa l’Homme наделал много шума. Что же случилось? Жан-Поль Готье надел на мужчин юбки! Казалось бы, на дворе 1985 год, мужчина в юбке – это не что-то из области фантастики, однако люди восприняли это как очередную пощечину общественной морали. Поразительно, но Готье первым стал стирать гендерные границы в моде. Издание The New York Times подготовили в честь этого большой материал с комментариями деятелей моды – от «это омерзительно» до «это самое важное событие моды за последние 20 лет».

 

Провокация №8 Опровергнуть стереотипы о моделях

Показы Готье всегда становились настоящими сюрпризами для поклонников, а модели на них не раз опровергали стереотип о том, что они «ходячие вешалки». На шоу кутюрье они и пели, и танцевали джигу, и боролись за корону королевы красоты, и иронизировали над собой же.

 


Провокация №9 Инклюзивный кастинг

Участие в дефиле нестандартных моделей – обязательный пункт показов Жана-Поля Готье. В эпоху супермоделей он приглашал на кастинг девушек самых разных комплекций. Возраст, рост, параметры – все это не помеха для дизайнера, он умеет видеть красоту во всем. Так, Готье становится первопроходцем на пути к бодипозитиву на подиуме.


Провокация №10 Создать легендарный парфюм

Дизайнеру удалось запустить легендарную парфюмерную линию, едва ли не самую узнаваемую на прилавках магазинов. Первый аромат Classique появился у Jean Paul Gaultier в 1993 году. Флакон имитировал женский торс и отсылал нас к творчеству еще одного гения моды – Эльзы Скиапарелли. Позже он надел на него фирменный корсет, а на мужскую версию, Le Mâle, – конечно же, тельняшку. Упакована красота в консервные банки.


Провокация №11 Кэмп-интерпретация церкви

Не поминай имя Господа всуе – это точно не о Готье. Ничто не свято для этого провокатора – образы Мадонн-девственниц будто бы сошли с икон и фресок. Макияж имитирует образы плачущих статуй.


Провокация №12 Искать вдохновение в высоком и низменном

Проститутки и трансвеститы, художники и искусство, улицы, кабаре и кабаки, этнические мотивы, БДСМ – абсолютно любой образ для Жана-Поля Готье может послужить началом красивой истории.


Провокация №13 Многолетняя вражда с PETA

Кто-то приписывает Готье достижения в области экомоды, но такие коллекции были, скорее, произволом (за неимением денежных средств) или просто проявлением богатой фантазии. Не стоит забывать, что дизайнер много лет враждовал с организацией по борьбе за права животных PETA, отказываясь прекращать использовать натуральный мех в своих изделиях. Когда в 2018 году Жан-Поль Готье все-таки сделал официальное заявление, в котором сообщал, что больше не будет работать с мехом, PETA опубликовали на своем сайте радостный релиз: «В нашей штаб-квартире слышны звуки вылетающих из бутылок пробок…»


Провокация №14 Податься в кино

Даже удивительно, что Готье не удостоился Оскара за свои работы в кино. Он подарил свою эстетику четырем картинам – «Повар, вор, его жена и ее любовник» (режиссер Питер Гринуэй, 1989 г.), «Кика» (режиссер Педро Альмодовар, 1993 г.), «Город потерянных детей» (режиссеры Марк Каро и Жан-Пьер Жёне, 1995 г.) и, конечно же, «5 элемент» Люка Бессона (1997 г.). Кроме того, он сам снимался в кино и появлялся в роли камео в 48 фильмах.


 
Провокация №15 Сделать из себя бренд

Пожалуй, немногим дизайнерам удалось выйти из тени бекстейджа и сделать из себя бренд. Карл Лагерфельд и Жан-Поль Готье преуспели в этом сильнее остальных. Выбеленные волосы, короткие брюки, тельняшка – он воплотил в себе эстетику своей марки и стал ей лучшей рекламой. За 50 лет карьеры он успел попробовать себя в самых разных ролях, влюбить в себя весь мир и оставить выдающееся творческое наследие.


 
The End?

Спустя два месяца после объявления об уходе из моды и закрытии Дома Jean Paul Gaultier кутюрье передумал. В своем Instagram он рассказал, что перезапускает направление высокой моды в Jean Paul Gaultier. Теперь над кутюрными коллекциями Дома под чутким руководством мэтра будут работать приглашенные дизайнеры, каждый сезон переосмысливая исторические коды бренда. Первой свою интерпретацию Jean Paul Gaultier покажет японский дизайнер Читосе Абе, основательница бренда Sacai. Результат продемонстрируют уже на следующей Неделе моды в Париже.


_______________________

Текст: Анастасия Карасёва. Фото: архив Fashion Collection, пресс-служба Falcon Club Бутик Кино

Смотрите также